Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 8 №2 определяют как «все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся» [15, c.187]. Предложенная И. Я. Лернером классификация методов обучения включает в себя: репродуктивный, информационно-рецептивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский [11, с. 122]. В учебнике этот компонент реализуется через у правляющую функцию, зафиксированную в аппарате организации усвоения. Например, «определите тип текста, тему и главную мысль» [9, с. 39]. С помощью таких заданий формируется умение находить главную мысль, выделять тему текста и избирательно работать с ним. С помощью аппарата организации усвоения в учебнике представлены и умения анализировать, сравнивать и соотносить информацию. Например, в азбуке Горецкого: «Соотнеси», «Сопоставь», «Сравни» и т.д. [1]. Информация в учебнике может быть изложена автором индуктивно, дедуктивно и в совокупности этих способов. Это задаёт вектор выбора учителем методов обучения [8]. Так, если автором использован индуктивный способ познания, учитель, скорее всего, выберет эвристические приемы (беседа, самостоятельная работа с заданиями, диспут, решение проблемных задач). Если информация представлена дедуктивно, то учитель будет использовать в основном объяснительно-иллюстративные методы. Учебник (и даже целостный учебно-методический комплект) может быть ориентирован на определенную методику обучения системно и последовательно. Так, например, существуют комплекты пособий, в основу которых положена идея проблемного обучения 4 . Вместе с тем модель обучения может быть неявной, если учебник фрагментарно включает в себя задания разного рода. Не будем забывать о том, что учителю даётся право выбора способов, приёмов, темпа обучения, обусловленных особенностями класса и отдельных учащихся. Текст учебника, выполняя функции дифференциации и индивидуализации, помогает ему, моделируя технологии обучения. Например, посредством работы с дополнительными материалами различной степени сложности учитель может организовать работу с учащимися, имеющими разные склонности и интересы, а также уровень обученности. Операциональный компонент образовательного процесса в учебнике может быть задан не только через тексты (основные и дополнительные), но и через иллюстративный материал (рисунки, карты, схемы и т.д.). Эти элементы активизируют учебный процесс, позволяют разнообразить методы работы учителя с учащимися, повысить продуктивность и действенность урока. Так, 4 См.: Эльконин Д. Б. Букварь: учеб. для четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=