Время науки - The Times of Science

Деева Э. А. E. A. Deeva 2021 7 С точки зрения деятельностной парадигмы образования акцент в обучении делается на активность учащегося, овладение им предметными и метапредметными способами деятельности. В зависимости от той или иной концепции содержания образования контент учебника выстраивается и фиксируется в его структурных элементах. Основной текст, который несет в себе модель дидактически обработанного научного знания, выполняет сразу несколько функций: он транслирует знания и систематизирует их, формирует у учащихся логику и научное мышление (информационная функция) . Например, «Повествовательное предложение содержит сообщение, повествование, рассказ о чем-либо, вопросительное предложение заключает в себе вопрос» [9, с. 14]. Таким образом учащиеся усваивают знания о типах предложений. Умения и навыки как элемент содержания образования фиксируются в виде инструктивной информации. В дополнительных текстах излагаются также способы применения правил, усваиваемых учеником. Опыт творческой деятельности фиксируется в форме требующих творческого подхода проблемных задач. Таким образом, учебник, реализуя развивающую функцию , моделирует опыт творческой деятельности как элемента содержания образования. Тексты через воспитательную и развивающую функции предполагают моделирование опыта приобретения ценностных ориентаций, эмоционально- чувственной сферы. Это тексты (и основные, и дополнительные, и пояснительные), которые пробуждают в учащихся различные нравственные чувства [2, с.28]. Так, в азбуке В. Г. Горецкого, в разделе, посвящённом букве Д, мы находим текст: «Увидели дети на дереве сливы. Полез Денис на забор. А садовник позвал нас и дал всем слив. Покраснел Денис как рак» [1, с. 107]. Задание после текста предлагает обсудить поступок мальчика: правильно ли он поступил, «что хорошо, а что плохо», воровство это или детская шалость, можно ли так поступать? Однозначный ответ учебник не программирует, предложенные далее задания контекстно не связаны с предыдущим. Операционально-деятельностный компонент образовательного процесса включает в себя различные учебные действия, выстроенные в систему в зависимости от целей деятельности. Этот компонент отражает формы, средства и методы образовательного процесса, его процессуальные характеристики. Форма обучения – это, по З. М. Чередову, некое абстрактное понятие, которое «проявляется в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно- практического занятия, экскурсии, конференции и др.» [16, с. 3]. Среди многих классификаций организационных форм обучения выделяют такие формы, как групповые и индивидуальные, коллективные и фронтальные, парные, школьные и внешкольные, домашние, классные и внеклассные, факультативные [14, с. 226]. Средства обучения И. Я. Лернер, В. В. Краевский

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=