Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 6 №2 [9, с. 3]. Обратим внимание на то, что учебник прямо обращается к ребенку, объясняя, не только, что именно будем делать – «создавать текст», но и зачем это нужно – «чтобы выразить свою мысль» 3 . Тем самым формируются над - предметные смыслы учебной деятельности. Качество образования зависит от внутренних побуждений ученика, его направленности, активности, мотивации. В отношении структуры учебника, на наш взгляд, конструктивно было бы особо выделить мотивационный компонент. Так, В. Г. Безрогов одной из важных характеристик учебника называет стимуляцию, формирующую «пытливость и порыв». Учебник, по его мнению, привлекает, «очень мощно работает с мотивацией самых разных вещей, поступков, или, наоборот, отвращения от тех или иных поступков, условий, в которых они совершаются и могут или не должны совершаться» [3, с.17]. Это происходит, как правило, посредством текстов, аппарата организации усвоения (например, вопросов для обсуждения), иллюстративного материала. Для того чтобы у ученика появилась цель, у него должен возникнуть мотив осуществления учебной деятельности. В качестве примера обратимся к учебнику русского языка для 1 класса В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, авторы говорят читателю: «Учебник познакомит вас с удивительным миром слов русского языка, … и вы научитесь грамотно писать и правильно говорить на русском языке» [10, с.3]. Таким образом учебник стимулирует познавательную деятельность первоклассников. Содержательный компонент отражает смысл образовательного процесса – то, чему учат. В условиях традиционного подхода содержание образования – это знания, умения, навыки (ЗУНы), полученные в процессе изучения различных учебных предметов. С точки зрения личностно- ориентированного подхода , по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину, главная социальная функция образования – это передача растущему поколению опыта: 1) познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний); 2) осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; 3) творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4) осуществления эмоционально-ценностных отношений [6, с.46-47]. 3 Отметим, что автор учебника в своем обращении апеллирует к некоему «коллективному разуму», хотя умение «правильно строить предложения» вряд ли может стать результатом общей работы класса. В этом «вы» видятся отголоски советского менталитета: учеба как общее дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=