Время науки - The Times of Science

Деева Э. А. E. A. Deeva 2021 5 учащийся должен усвоить. Для увеличения эмоциональной нагрузки, научной доказательности используются дополнительные тексты: «привлекаемый автором (авторским коллективом) учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста» [13, с. 16]. Помочь учащимся наиболее полно усвоить учебный материал призваны пояснительные тексты – «средство организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников» [13, с. 17]. Система внетекстовых компонентов учебника включает в себя: аппарат организации усвоения (задания, вопросы, ответы); иллюстративные материалы (рисунки, карты, иллюстрации); аппарат ориентировки (предисловие, указатели, оглавление, рубрикации, текстовые шрифтовые выделения). Через реализацию функций (информационной, управляющей, воспитательной, развивающей, коммуникативной, дифференциации и индивидуализации) структурные компоненты учебной книги связаны с основными компонентами образовательного процесса. Рассмотрим подробнее характер и механизмы этой взаимосвязи. Целевой компонент образовательного процесса заключает в себе «конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально- ценностной) или психомоторной областях» [12, с.71]. Как правило, цели образовательного процесса определяются государственным заказом, потребностями общества, зависят от социологических прогнозов и нужд отдельных людей. Общие цели преломляются, конкретизируются и затем методически оснащаются авторами и составителями школьных учебников. Репрезентация цели образования в учебнике, как правило, осуществляется через аппарат ориентировки – прежде всего через предисловие или введение. Эти элементы имеют свою специфику: во-первых, они могут быть ориентированы не только на ученика, но и на работающего с ним взрослого; во-вторых, цели курса в них формулируются не в терминах педагогической науки, но на языке, доступном пониманию ребенка соответствующего возраста; в-третьих, в силу возрастных особенностей школьников в учебник 1 класса предисловие обычно не включается. При переходе учащегося в следующие классы аппарат ориентировки усложняется. В учебниках 2-го и последующих классов предисловие появляется. В нем, как правило, ребенку представляют перечень универсальных учебных действий, которыми он должен овладеть: узнать новое, обогатить культуру речи, уметь находить общий язык с окружающими и т.д. Например, в предисловии учебника русского языка для 4 класса В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого указано: «вы научитесь правильно строить предложения и создавать текст, чтобы точно и образно выразить свою мысль»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=