Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 4 №2 Учебник является моделью, «сценарием» образовательного процесса. Данный тезис предполагает, что пособие потенциально содержит в себе его компоненты. Закономерно возникают исследовательские вопросы: с какой полнотой и подробностью структурные компоненты образовательного процесса представлены в учебнике, какими элементами учебной книги они заданы и в какой форме представлены, каковы взаимосвязи между этими элементами, существует ли в этом контексте специфика учебников для начальной школы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить основные компоненты образовательного процесса, структурные элементы учебника, сопоставить их и определить характер взаимодействия между ними. Образовательный процесс понимается как «целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности» [12, с. 64]. Исходя из проведенного анализа литературы и принимая ориентацию на системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, мы будем придерживаться позиции, что образовательный процесс состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, операционально- деятельностного, контрольно-оценочного 1 . Общая теория учебника разработана в трудах многих педагогов, психологов, методистов 2 .В контексте нашего исследования наиболее важен подход, предложенный Д. Д. Зуевым. По его мнению, структура учебника состоит из системы текстов (основных, пояснительных, дополнительных) и внетекстовых компонентов [7, с. 61]. Главная функция основного текста – трансляция знаний, формирование у учащихся логики и научного мышления [5, с. 17]. Это главный источник отобранной автором информации, которую 1 См. об этом подробнее: Каптерев П. Ф. Избр. педагогич. соч. / под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982; Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.; Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.; Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990; Данилов М. А. и др. Дидактика средней школы. М., 1975.; Осмоловская И.М. Развитие дидактических представлений о сущности обучения в контексте стандартизации // Материалы Восьмой Междунар. научно- практич.конф. «Развитие педагогических представлений о сущности и результативности обучения в контексте процессов стандартизации образования: педагогические чтения памяти И.Я. Лернера». 01.12.31. 2013. 2 См. об этом подробнее: Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. М. 1988.; Зуев Д.Д. Термины и их определения // Проблемы школьного учебника. 1980. Вып. 8. С. 330-335; Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983; Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. Вып.1. М., 1974. С. 58-72; Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007; Лернер И.Я. О дидактических основаниях построения учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 20. М., 1991. С. 18-26; Ромашина Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII – начала XX веков: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2010 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=