Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 24 №2 проведенного анализа мы пришли к некоторым выводам. Практически все сказки демонстрируют, что во главе социальной иерархии стоит мужчина как носитель политической и социально-бытовой власти. Женщина по своему социальному статусу находится значительно ниже, однако в некоторых регионах (например, в Океании) в конкретных обстоятельствах она могла быть если не выше мужчины, то определенно наравне. В плане разделения трудовых и семейно-бытовых обязанностей женщина – хранительница очага, мужчина – добытчик и защитник своей семьи, что можно объяснить господством патриархального устройства общества. Психологический аспект, составляющий основу гендера, формирует перед нами две модели нормированного поведения – типичную мужскую (смелость, новаторство, упорство, слабая эмпатия и эмоциональность и т.д.) и женскую (чувственность, ранимость, фантазия, доброта, повышенная тревожность и т.д.). Данные о внешнем облике представителей обоих полов позволяют судить о делении одежды на простую, практичную для мужчин и пышную, красочную для женщин. Тем не менее отдельные регионы позволяют проследить неоднородность в это гендерном компоненте. Бытовые сказки являются достаточно подробным отражением культурных, социально-политических, национальных и прочих, в том числе гендерных, особенностей. Это ценнейший материал для реконструкции образа традиционного общества. Для такого типа устройства социума характерен медленный уровень инноваций и приверженность проверенным формам жизнедеятельности. Именно поэтому существование гендерных нормативов поведения и стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины, обнаруженных в сказках, является закономерным. Отклонения от сложившихся статусных норм, которые нами были выявлены в ходе исследования, трудно объяснить однозначно. На подобные проявления нестандартного общественного поведения в большей степени могли повлиять объективные явления и процессы (экономическая ситуация, внешние воздействия, природные факторы, конкретные происшествия и т. п.), меняющие вектор развития социума. Тогда становится ясно, почему в некоторых сказках назвать поведение женщины гендерно нормированным невозможно. Не следует забывать, что основой любого древнего общества являются традиции, обычаи и ритуалы, делающие его отличным от какого- либо другого и допускающие размывание гендерных границ, принятых и разделяемых другими народностями. Мы не можем исключить и возможность формирования индивидуализма конкретных людей (в том числе как проявление эмансипации). Однако можно сказать точно следующее: каждый исторический регион представляет собой особую культурную систему, которая имеет свои специфические общественные механизмы жизнедеятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=