Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 22 №2 Обозначить правовой статус мужчины и женщины удалось на основе изучения фольклора лишь некоторых регионов, которые отличаются своем путем исторического развития. Конечно, это касается главным образом высших слоев общества, специфику правовых отношений в среде простолюдинов определить не удалось. В корейской аристократии мужчина приобретает должность правителя страны как носителя верховной власти. Это отчетливо видно в сказке «Как Се Дон с королем породнился», где кратко обозначено политическое устройство страны. В сказке «Законные и незаконные дети» говорится о том, что именно мужчина должен стать наследником имущества. В фольклоре Китая мы можем обнаружить супругов в статусе императора и императрицы (например, в сказке «Справедливый»). Что касается двух Америк, то после колонизации европейцами (испанцами, португальцами, французами) все традиции общественной жизни и механизмы политической власти были перенесены в Новый Свет. В Северной Америке мы можем увидеть чистое господство мужчины – собственника земель государства, тогда как в Южной Америке муж-король и его супруга находятся примерно в равных позициях. Более того, в сказке «Как испанский король в прятки играл» твердая позиция женщины, супруги короля, идет вразрез с мнением мужчины-правителя. Внешний облик человека – как один важных из элементов гендерной принадлежности – обозначить непросто ввиду недостатка фактического материала в проанализированных сказках, но все-таки тенденции к разделению на «мужскую» одежду – более простую, строгую, необходимую для повседневного труда и «женскую» – яркую, красочную, сложную в исполнении, радующую глаз мужчины, можно увидеть во всех бытовых сказках. Обозначенные выше характеристики, весьма показательно разграничивающие мужской и женский гендер, в той или иной степени характерны для всех рассматриваемых регионов мира. Теперь, когда обобщенная схема гендерной идентичности мужчин и женщин составлена, можно раскрыть выявленные в ходе изучения бытовых сказок мира особенности конкретных культур, выпадающие из общего контекста стандартов и норм поведения. Для стран азиатского региона характерна некоторая неоднозначность в социальном статусе мужчины и женщины. Так, к примеру, в японской сказке «Дар богини Каннон» мужчина представлен главой семьи, решающий проблему, связанную с его дочерью, а также по-настоящему смелым человеком, который спасает свою жену из лап чудовища в морской бездне. Однако в другом фольклорном произведении Японии «О том, как человек в черепаху превратился» мы можем увидеть, что статус главы семейства, мужчины, очень условный: он ведет себя как лентяй, не желая выполнять свои семейно-бытовые обязанности, и фактически власть в свои руки берет его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=