Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of science 16 №2 олицетворяющий идею гуманизма и самоотверженности: «Она была робкая маленькая птичка, никогда не приближавшаяся к человеку. Но мало-помалу она набралась храбрости, подлетела прямо к страдальцу и вырвала клювом один из шипов, вонзившихся в его чело» [2, с. 146]. Капля крови с «чела бедного страдальца» преобразила физическую форму птицы-зарянки, навсегда окрасив её перья. В романе Бернетт зарянка Робин – житель сада, его символический атрибут. Имея проводника и спутника, который охраняет и вместе с тем показывает правильную дорогу, Мэри и Колин постепенно теряют скверные черты характера. Волшебство сада превращает героев в улыбчивых и трудолюбивых детей (в семнадцатой главе Мэри говорит: «Завтра я выйду до завтрака и буду работать с Диконом»). «Исцеление» начинается именно в тот момент, когда они тайком проникают в сад. Это происходит в период его весеннего воскрешения, если помнить о христианской символике. Мэри при первом визите видит, как распускаются крокусы и нарциссы. Её брат попадает в сад чуть позже: «Дикон плавным движением провёз Колина в проём. Тот плотно закрыл глаза руками и решился их опустить лишь после того, как кресло снова остановилось. Сад заметно похорошел! По стенам, земле и деревьям стелилось зелёное кружево листьев. В вазах из серого камня и на земле ярко сияли цветы. Фруктовые деревья тоже были в цвету. Запахи тут показались Колину гораздо гуще и ароматнее, чем в прочих садах. И птицы тут пели громче. А лучи солнца как-то особенно ласково согревали лицо» [1, с. 197]. В начале романа Мэри – «самый неприятный на вид ребёнок, которого когда-либо видели», одиночество среди равнодушных взрослых сделало её надменной и озлобленной. Колин – истерик и ипохондрик, винит себя в смерти матери и объясняет этим отсутствие любви и интереса к нему со стороны отца. Никто из взрослых не разуверяет мальчика, не желает понять его проблемы и помочь ему. Маленькие герои меняются вместе с садом. По замечанию Дикона – простого деревенского мальчишки, близкого к природе и живущего в любящей семье, – сад с каждым днём становится зеленее, в нём пропадает серость. Вместе с изменениями в саду Мэри перестаёт презрительно относиться к окружающим (например, она больше не ждёт, чтобы её одевала служанка), а Колин перестаёт быть эгоистичным (в одной из первых глав романа он кричал: «Ты должна будешь прийти, если я захочу!»). Н.Б. Мечковская отмечала, что сад – одно из тех «пространств повышенной семиотичности», которые воздействуют на человека прямо и незаметно: «как бы исподволь организуют поведение, а через поведение – и сознание» [5, с.349]. Избавившись от капризности, Мэри участливо думает о других: Марте, Колине. С Мартой Мэри начинает говорить на йоркширском диалекте, таким образом подчёркивая статус равной. Колин кажется ей теперь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=