Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 14 №2 Keywords: Frances Burnett; garden; semiotics; personality; secret garden; human. В исследовании мы попытаемся рассмотреть символику сада, в котором проводят большую часть времени герои романа «Таинственный сад» англо- американской писательницы Фрэнсис Ходжсон Бернетт(1849-1924). Роман, впервые опубликованный в 1911 г., считается классическим произведениям детской литературы, а его персонажи – примером для подражания. На русском языке история Мэри Леннокс, Дикена Соуэрби и Колина Крейвена появилась в 1992 г. в переводе Р. Рубиновой. Книга рассказывает об одинокой девочке, живущей в поместье своего дяди после смерти родителей. От горничной Марты Мэри узнаёт о заброшенном саде. Стремясь попасть туда, девочка знакомится с сыном Марты Диконом и своим двоюродным братом Колином. В «таинственном саду» дети меняют себя и свою жизнь, обретают физическое и духовное здоровье. Каким же образом сад влияет на них? В истории культуры образ сада имеет давние традиции и обладает высокой семиотичностью. В христианской символике сад несёт в себе противоположные смыслы: он связан как с понятием искушения, так и с представлениями о рае. Сад – это атрибут, подчиняющий себе дикую природу, преобразующий её в нечто повседневное; это одна из попыток создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. В религиозном пространстве изначальное место обитания человека – Эдем, сад, представления о котором тесно связаны с понятиями гармонии и наслаждения. В литературе Средневековья, Ренессанса и барокко сад всегда имеет символический смысл. В эпоху Романтизма символичность сменяется эмоциональностью. Сад «говорит» с гостем через его планировку, стилистическую систему, символику украшений: «сад мог требовать от своего посетителя то шутки, то меланхолии, то удивления перед богатством и разнообразием мира, то религиозного восторга, то радовал его простой живописностью открывающихся видов» [4, с.30]. Проникновение в сад может перевернуть мир души. С середины девятнадцатого века «прочесть» эту идею уже труднее. В романе Бернетт сад становится действующим лицом – его семантические характеристики тесно связаны с изменениями личностей героев. Гастон Башляр в книге «Поэтика пространства», ссылаясь на Рупнеля [6,с.214], воскрешает образ «древнего леса», то есть пространства, которое является «тем-что-впереди-меня», «тем-что-впереди-нас». Это место, где можно потеряться и где можно обрести себя. Находясь в лесу-пустыне, человек растворяется в нём. Приблизительно то же происходит с персонажами рассказа, когда они проникают через зелёную изгородь: в место заброшенное,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=