Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of science 98 №2 обращает внимание на начало и конец слова, и лишь потом замечает промежуточные детали и отличительные буквы. Впервые учебник Фальского вышел в 1910 году под названием «Nauka czytania i pisania dla dzieci» / «Наука чтения и писания» [6], впоследствии был переработан и переиздавался в течении нескольких десятилетий. История открытия этого метода такова: в 1907 году Фальского попросили на час заменить учителя. На этом уроке он заметил, что ученику предложено большое количество длинных слов. Это заставило его задуматься, не следует ли начинать с более простых, коротких слов и повторять их, а только потом переходить к следующим группам слов [4, c. 211]. Еще будучи «любителем» в области преподавания, он знал, что аналогичным образом – методом целых слов – велось обучение чтению по «американскому» способу. В подобном букваре не было деления слов на традиционные слоги, процесс обучения начинался с максимально простых, односложных слов, таких, как las (лес), Ola (Оля), lala (кукла) и другие [4, c. 213]. Сложность отдельных слов и предложений постепенно увеличивалась. Параллельно дети не только учились читать, но и тренировались в изображении букв по прописям. Сами тексты не перегружены информацией, достаточно просто построены с точки зрения грамматики польского языка. Автор также высоко ценил роль иллюстраций – графического преображения букваря, воздействующего таким образом на ребенка, что в целом характерно для метода целых слов. В тоже время, в дидактическом материале данного букваря полностью отсутствовали дополнительные задания к текстамна размышление,вопросы к картинкам и т.п. материалы, которые уже часто использовались в европейских и российских букварях начала XX века. Тем не менее, букварь Фальского был явным шагом вперед по сравнению с предыдущими пособиями. В 1917 году вышел букварь « Elementarz polskiego dziecka» / «Букварь польского ребенка» [10], создателем которого была Б. Смолинская. В отличие от предыдущих учебных пособий, этот букварь не содержал прописей, что усложняло ребенку задачу овладения письмом. Обучение в букваре начиналось с буквы «а». Затем ребенок переходил к чтению слогов с этой буквой, постепенно формируя слово, например, lala (кукла) (рис. 4). Такой принцип использовался и при изучении других букв. На каждой странице букваря размещалась какая-либо картинка, соответствующая словам и предложениям. Букварь выглядел достаточно привлекательно, а картинка подсказывала детям, как произносится и читается слово. Также нужно отметить, что данный букварь содержал в себе элементы методики наглядности. В данном пособии ученики могли только сопоставить текст с картинками, но даже этот прием уже повышал эффективность обучения, «запускал» процессы запоминания, понимания и осмысления [1, c. 214].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=