Время науки - The Times of Science

Назарчук Н. А. N. A. Nazarchuk 2020 95 В 1907 году вышел в свет «Новейший польский учебник, или начальное обучение чтению и письму с гравюрами и узорами почерка» [9]. В данном букваре – более объемном, чем рассмотренные выше, – использовался наглядный метод обучения. Первая часть пособия состояла из картинок, соответствующих определенной букве. Ребенок должен назвать предмет/человека/животное на иллюстрации, а затем учитель давал пояснение к букве, на которую начинается данное слово. После того, как пройдены все буквы, ребенок начинал учиться каллиграфическому мастерству. Сначала ребенок рисовал геометрические фигуры, а затем тренировался изображать фрагменты букв в прописях. Наработка каллиграфических навыков у ребенка присутствовала и в российских букварях начала XX века. После того, как ученики позанимались рисованием, они начинали осваивать навыки чтения по слогам. Пособие обладало большим количеством материалов для тренировки навыка чтения. Однако в букваре почти нет упражнений, которые могли бы эффективно сформировать у ребенка навыки письма. Тем самым традиция формирования элементарной – только читательской – грамотности сохранялась. Еще одной работой Кондрата Прушинского был букварь « Obrazowa nauka czytania i pisania do użytku szkolnego, domowego, i jedynie prawdziwa dla Samouków» / «Наглядное обучение чтению и письму для школьного, домашнего использования, и только верно для самоучек». Издавался он и после смерти автора, в том числе в 1916 году. Данное учебное пособие было предназначено для обучения как в школе, так и на дому, а также для самостоятельного изучения польского языка. Этот букварь значительно отличался от описанного выше пособия Прушинского. По своему объему он значительно больше, и в начале присутствует методическая часть – руководство для того, кто будет обучать польскому языку по этому букварю. «У обучающегося читать и писать должен быть карандаш, линейка, чистая бумага или тетрадь, чтобы он мог писать у себя то, что читает. Вместо бумаги и карандаша можно использовать табличку с рисунками или даже песок на земле и палку» [8, c. 2-3]. Сам автор в руководстве к букварю, которое содержалось в начале учебного пособия указывал, что «ученику, который только начинает обучение, нужно показать, как держать карандаш, а затем проработать упражнение на странице 7». Суть этого упражнения заключается в том, чтобы обучающийся повторил рисунок, изображенный рядом в этом же букваре. А нарисовать он их может по точкам, соединяя линии (рис. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=