Время науки - The Times of Science

Назарчук Н. А. N. A. Nazarchuk 2020 93 В данный период польские территории были разделены на три части и входили в состав России, Пруссии и империи Габсбургов. Государственные власти отнюдь не стремились к сохранению национального самосознания, культуры, языка и образования поляков. Широко и активно проводилась политика русификации и германизации [2, c. 203-216]. Однако само польское общество не относилось к такому явлению пассивно. В Варшаве в конце XIX века было основано Общество подпольного образования, часто родной язык и культуру изучали на дому. Набирала темпы идея просвещения неграмотного крестьянства. Во второй половине XIX века Кондрат Прушинский ( Prószyński К. ) издал букварь, по которому могли обучаться как школьники, так и неграмотные взрослые. Данное пособие затем переиздавалось 30 лет, вплоть до крушения основных европейских монархий [7]. Обучение по этому учебному пособию начиналось с освоения техники рисования простых линий, фигур, изображения ряда предметов. Следующий этап обучения заключался в том, что ученик учился геометрическими линиями изображать на бумаге несколько гласных букв, таких как «а», «i», «u», «о», «е», а также соединять эти буквы между собой. После того, как ученик осваивал технику написания букв, он учился произносить их. Затем проходило обучение чтению по слогам и написанию двусложных слов (рис. 1). Когда обучающийся осваивал чтение и письмо простых слов, он переходил к написанию и чтению легких словосочетаний, таких как «noc cicha» (ночь тиха) и т. п. Затем ученик переходил к простым предложениям: «Ja czytam» (Я читаю), «Zorza bywa rano i wieczorem» (Заря бывает утром и вечером), а также изучению дифтонгов польского языка и букв с креской: «ó», «é».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=