Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 90 №2 – Правду доктор говорил. Кто послушал его, тот и не болел. А тебе все чудно казалось, небось теперь поверил. – Поверил, да поздно, – сказал Игнат» [12, c. 53]. Здоровье и гигиена вменялись в обязанность «новому человеку»: как мирному труженику, так и потенциальному бойцу Красной армии, – стране нужны были бодрые духом и крепкие телом борцы, а не балласт в виде больных и несчастных. Таким образом, в букварях и азбуках для образования взрослых активно использовались главные тезисы новой идеологии. Во-первых, большое значение придавалось строительству, промышленному и хозяйственному развитию, увеличению темпов производительности труда. На советских рабочих и колхозников возлагалась главная обязанность по увеличению продовольственного и оборонительного потенциала страны. Во-вторых, героические будни страны и экономические победы противопоставлялись угнетению, кризисам и неудачам капиталистических государств. В-третьих, буквари, азбуки и книги для чтения 1930-х годов отразили нравственное состояние общества, культуру советского быта, положение различных слоев населения, логику развития нового государства. Являясь одним из множества средств идеологического воздействия, пособия для обучения грамоте прививали взрослым биполярную картину мира с символами советской идентичности на одном полюсе и с «буржуями», «попами», «кулаками» и «вредителями» на другом. Так закладывались основы новых жизненных ценностей и смыслов. Литература 1. Волошина С. Ликвидация безграмотности в СССР // Живая история. 2017. [Электронный ресурс]: URL: http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr (дата обращения 06.07.2020) 2. Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГУАП, 2001. – 64 с. 3. Костюхина, М.С. Учебники для взрослых: мир в картинках // Учебный текст в советской школе: сборник статей / С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. – Санкт-Петербург; Москва: Институт Логики, когнитологии и развития личности, 2008. – С. 180- 216. 4. Панкратова, Е.В. Развитие системы народного образования в СССР в 1930е гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. №4. – C. 102-104.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=