Время науки - The Times of Science
Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 9 нередко соотносятся с 4) педагогическим сознанием – чем-то неоформленным: «я вот чую, что так надо». Педагогическое сознание и обычай – неинституализированные сферы образования, они очень устойчивы и мало подвержены изменениям. Студенту педагогического вуза пять лет говорят, что нельзя бить детей. Он приходит в школу и на втором уроке начинает лупить детей линейкой по пальцам. «Меня били, – говорит, – в детстве, и я вспомнил знаменитый афоризм: "ухо мальчика на спине его"»… Так вот, эти четыре фактора, четыре сферы имеют отношению к тому, что можно назвать педагогическим процессом: взаимодействие учителя и ученика в самых разных аспектах и в самом широком смысле. И тот посредник , который находится между ними, тот, в известной степени, режиссер, который определяет педагогический процесс, – это не только программа, не только учительский опыт, но и учебник. Я позволю себе использовать иноземные слова, поскольку у нас еще не выработан термин, который называет этих посредников в обучении. Есть понятие «средства обучения», но это не совсем то. Educational media – то, что применяется, используется, организует деятельность учителя и ученика, сверстников ребенка, а нередко еще и родителей, которые, естественно, вовлечены в этот процесс. Много пересекается влияний и воздействий в учебнике. В этой, вроде как, простой книге. Многомерность учебника – она разная: содержательная, теоретическая (даже в одном учебнике могут воплощаться разные теории), дидактическая. Она разная по числу уровней смысла, которые можно найти. Она разная адресно, потому что один учебник, по одному и тому же предмету, в одно и то же историческое время может адресоваться разному контингенту – и не только из-за разницы регионов, а потому, что педагоги подходят к нему с точки зрения разных концепций, в том числе о том же образе ребенка. Эта многоуровневость и многомерность учебника определяется тем, что к нему имеет отношение много народа: авторы-педагоги; эксперты и рецензенты; политики – и как авторы законов об образовании, разных проектов, программ и инициатив типа «Наша новая школа», и как идеологические цензоры. В каждой сфере необязательно изучать и изобретать самому какие-то определения – иногда достаточно подслушать людей, которые в этой сфере существуют. Политики послевоенной Германии, когда уничтожались нацистские учебники и вводились новые, изобрели (может быть, не первыми) фразу: «учебник – это оружие». Действительно, учебник – отнюдь не безобидная книга. Он может быть волком в овечьей шкуре... Мы говорили, что с началом предметного обучения в учебник приходит влияние науки. Инфраструктура любой науки имеет определенную традицию, это касается не только исследований, но и традиции рассказывания и передачи, воспитания последующих ученых в том же предмете. И когда создается школьный учебник, туда приходит и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=