Время науки - The Times of Science

Шалыгина А. А. А. А. Shalygina 2020 87 Рис. 2. Здоров А. Е. Букварь для колхозников. М.,1931. С. 11-13. Для противодействия врагам на помощь приходила Красная армия. В советской учебной, публицистической и художественной литературе этот образ использовался очень широко, нашел он отражение и в букварях, азбуках и книгах для чтения. Часто встречаются сюжеты, связанные с успехами Красной армии, подготовкой к обороне. Например, можно обнаружить такие лозунги и четверостишия: «Привет Красной армии! Привет защитникам СССР! Красная армия и Красный флот готовы к обороне»; «Зорче глаз! Страну береги – повсюду нас окружают враги» [9, c. 65]. Немаловажной была мысль о поддержке армии населением. Так, букварь Р. С. Павловской содержал как прямые призывы («Помогай техническому вооружению Красной армии! Дадим стране здорового технически вооруженного бойца!»), так и мотивационно-устрашающие объяснения необходимости им следовать («Капиталисты готовят войну против СССР. Новая война будет совсем не похожа на прежние. В будущую войну взовьется над городом аэроплан, сбросит бомбу с химическими газами, и тысячи людей погибнут») [14, с. 52-53]. Обратим внимание на то, что выводом из этого описания был призыв не бороться за мир, а массово вступать в Осоавиахим. В проанализированных букварях для взрослых часто встречались исторические справки о политических лидерах Советской России, в первую очередь биографии Ленина и Сталина. Данный материал, как правило, находился на последних страницах учебной книги, когда учащиеся уже были способны прочитать полноценный и сложный текст. Биографии советских вождей, повествования о судьбах рабочих и исторические сноски дополнялись иллюстрациями в виде портретов, сюжетных рисунков (Рис. 3), а также яркими фразами и лозунгами, выделенными жирным шрифтом или заключенными в рамки. Отметим, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=