Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 84 №2 3) роль Красной армии в борьбе с врагом; 4) биографические и иные сведения о политических лидерах Советского Союза; 5) важность труда, агитация за промышленное и колхозное строительство; 6) санитарно-гигиеническое просвещение, здоровье как государственная обязанность трудящегося. Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее. С начала 1930-х годов антитеза «у нас» и «у них» прочно вошла в контент азбук, букварей и книг для начального чтения. Сравнению подвергался советский быт, экономическая, культурная и социальная сферы страны. Процветание финансовой системы, масштабные строительные работы, культурные и социальные победы в Советской России противопоставлялись общественным волнениям, преступности и угнетению рабочего класса в зарубежных странах. Остро осуждалось принуждение к труду, богатство, социальное неравенство. Подчеркивалось, что борьба с угнетателями должна происходить путем консолидации рабочих разных стран для противостояния. Данная идея могла реализовываться авторами букварей через текстовый материал, визуальный ряд, либо в виде самостоятельной работы учащихся, например, в заданиях с прописями. Для подтверждения данной мысли обратимся к букварям И. П. Мучника «Наша стройка: букварь для взрослых»[13] и группы авторов «За технику – за кадры: городской букварь для взрослых» [15]. Обе книги были изданы в 1931 году. Букварь И. П. Мучника имеет более идеологизированный характер, в учебном пособии «За технику – за кадры» нет яркого проявления идеи классовой борьбы. Общим в представленных букварях является использование сравнения в сопоставлении реалий капиталистических стран и СССР. В букваре И. П. Мучника данный прием был реализован при помощи визуального ряда (Рис. 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=