Время науки - The Times of Science

Шалыгина А. А. А. А. Shalygina 2020 83 Будем жить мы и расти, Будем мы вперед идти, Потому что каждый час Сталин думает о нас. Воскресенский В. Д. Букварь. Москва, 1933 Одной из важных задач советской власти была ликвидация безграмотности и малограмотности граждан новой страны. В целом эта кампания продолжалась около 20 лет (1919–1939 гг.), однако если в 1920-е годы в основном закладывались законодательные основы образования взрослых, то в 1930-е данный процесс обрел масштабный характер: началось форсирование темпов, изменились методы привлечения мужчин и женщин к школьным занятиям. Как отмечают многие исследователи, учебный процесс для взрослых был тесно связан с политической пропагандой, активно осуществлявшейся советским государством 1920–1930-х гг. [1]. Помимо обучения чтению и письму, в школах особое внимание уделялось преодолению «политической неграмотности» населения, прежде всего, сельского. Занимались этим ответственные парторганизаторы. В круг их обязанностей входило «содействие и проведение мер по улучшению постановки политико- воспитательной и общественной работы в школах» [4, c. 104]. Одним из инструментов репрезентации и распространения тезисов новой советской идеологии служили учебники: азбуки, буквари, книги для первоначального чтения. На их страницах через первые прочитанные слова, короткие фразы и тексты, иллюстрации и задания учащиеся осваивали ценности и смыслы новой эпохи. В качестве материала для анализа в рамках данной статьи мы использовали азбуки и буквари, изданные в СССР в начале 1930-х гг. Отметим, что учебные пособия для взрослых часто были дифференцированы по профессиональной адресации: для колхозников, для лесорубов, железнодорожных рабочих и т.д. [11,12,13,14]. Политическая индоктринация обучающихся обеспечивалась различными путями и способами в обозначенных пособиях: содержанием текста, визуальным контентом, особыми вопросами и заданиями. Анализ текстов позволил нам выделить основные тематические линии, так или иначе прослеживающиеся во всех рассмотренных букварях и обозначающие ключевые сюжеты и концепты, «идеологически нагруженные» авторами и составителями учебных книг: 1) сравнение советских реалий с образом жизни в капиталистических странах; 2) существование «врагов народа» как внешних, так и внутренних;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=