Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 76 № 2 присутствует текст с детскими воспоминаниями взрослого человека о своей матери – ткачихе. Автор подробно описывает, в чем заключался этот тяжелый труд и говорит, что теперь это все делает машина на фабрике. Затем вспоминает, как в долгие зимние вечера его мама рассказывала о тяжелой жизни крепостных у помещика и своем удивлении тому, что крестьяне терпели такую тяготу. В качестве задания к тексту детям предлагалось расспросить стариков-крестьян о том, как жилось при помещиках. Примечательно то, что в издании 1925 г. данный текст получил соответствующее название – «Как жилось прежде». Все элементы советской идеологии и истории, которые появились в 1924 г., оставались неотъемлемой чертой азбук и букварей в последующие годы. Но кроме них, начиная 1930 года, стали появляться новые сюжеты, прямо отсылающие к актуальной государственной политике. В один ряд с В. И. Лениным в азбуках и букварях встает И. В. Сталин – «лучший ученик Ленина, вождь ВКП (б)» [30, с. 79], появляются тексты и иллюстрации, репрезентирующие ребенку политику коллективизации и раскулачивания, которая на тот момент длилась уже несколько лет. В качестве примера можно привести букварь П. О. Афанасьева «Читай. Пиши. Считай» [11]. В нем обнаруживаем текст, который называется «У элеватора»: «Идут, идут красные обозы. Везут, везут хлеб. Мы с флагами вышли на дорогу. Проводили мы эти обозы на ссыпку, к элеватору. Мы вышли к красным обозам с флагами, а кулаки и попы их провожали с угрозой. Кулаку и попу не на руку эти обозы». Помимо этого, здесь присутствует сравнение кулака и бедняка: «Прятал ночью хлеб кулак, зарывал в подполье. Все что мог, повез бедняк, сдал по доброй воле». Отметим, что чуть ранее в букваре встречается отдельная фраза вне контекста: «Кулаки и попы враги колхозам». Текст «У элеватора» соседствует с аналогичной сентенцией: «Кулак и поп наши враги». Сравнение фраз позволяет заметить, что если в первом случае говорится просто о негативном отношении данных слоев населения к колхозам – а дети еще и не совсем понимают, что это такое – «колхоз»; то во втором – местоимение «наши» переносит явление в личное пространство ребенка, акцентирует внимание на том, что кулак и поп – враги не какого-то неведомого взрослого «колхоза», но каждого – и тебя тоже, даже если ты всего лишь ребенок. Подобный текст с символичным названием «Кто нам мешает?» можно найти и в букваре «Малым ребятам» А. Прохоровой и В. Смолина [24]. На это вопрос дан совершенно определенный и однозначный ответ – кулак и поп. О первом говорится, что он один хочет жить хорошо, а остальным хочется, чтобы всем. Второй обманывает людей верой в бога и зарабатывает на этом. Таким образом, на основе подобных текстов у детей пытались формировать не просто негативное отношение, но ярко выраженную враждебность к «чуждым слоям населения».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=