Время науки - The Times of Science

Ларин И.Н. I. N. Larin 2020 75 Все это подчеркивает для детей важность трудовой деятельности. К тому же, акцент на том, что не все рабочие имеют такую же свободу, как в СССР, транслирует идею необходимости революции и установления коммунизма в других странах. Такой тезис в тот период рассматривался как важнейшая цель коммунистической партии, а также в качестве одного из постулатов советской идеологии. Упомянутый ранее календарь, созданный детьми, был изменен уже в издании 1925 года [17]. С переходом на новое летосчисление празднование Октябрьской революции проходило теперь в ноябре. Ранее встречавшееся описание этого месяца было полностью изменено. Забавно, что в издании 1924 года медведь в ноябре залегал в берлогу, а в марте из нее вылезал. В следующем издании рассказ о весеннем пробуждении медведя остался, а вот когда и как он очутился в берлоге, − теперь оказывалось неясным. Под описанием января появилась дата смерти В. И. Ленина в следующей формулировке: «В январе 21-го умер вождь всех трудящихся – ЛЕНИН». Февральская революция упоминалась теперь в странном хронологическом диссонансе (который наверняка сбивал детей с толку): «В марте 12-го праздновали свержение царя – годовщину февральской революции». Празднование Октябрьской революции и праздник 1 мая не выделялись иным шрифтом, но уже и не соседствовали с капустой. С 1924 года важным элементом содержания азбук и букварей, оказывающим воспитательное воздействие на обучающихся, становится образ пионера, на которого должны равняться все дети младшего возраста, а затем стать такими же как он. В букваре Андрея Горобца [16, с. 110-111] пионерам были посвящены несколько страниц, на которых содержатся: 1) правила пионера, характеризующие его как ребенка, который никогда не лжет, не курит, не крадет, не ругается; 2) советы для сохранения здоровья: необходимость мытья рук перед едой, гимнастики по утрам и т.п.; 3) текст о пионере, который отчитывает товарища за курение в школе, объясняя, что это вредно; 4) текст о пионерах в деревне, где они читают маленьким детям книги, а крестьянам – свежие газеты. Привлекает внимание вывод – для чего необходимо соблюдать все эти правила и советы: «Пионер должен быть сильным и образованным, чтобы работать в Советской республике». Таким образом, детям внушалась мысль о стремлении к достойному труду на пользу своему государству. Кроме пионеров, упоминались и комсомольцы, которые активно помогали деревне: поправляли мост и дорогу. Помимо вышесказанного, в азбуках и букварях начинают появляться тексты или фразы с яркой критикой дореволюционного периода. Так,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=