Время науки - The Times of Science

Ларин И.Н. I. N. Larin 2020 73 Но уже начиная с 1924 года в содержании азбук и букварей происходят серьезные изменения. В них начинают все больше и больше проявляться элементы советской идеологии и истории – как в текстах для чтения, так и в сопровождающих их иллюстрациях. Образование СССР, повсеместное распространение пионерских организаций, смерть 21 января 1924 г. В.И. Ленина, – все эти события не остались незамеченными авторами учебных пособий. Сразу после смерти В. И. Ленина в азбуках и букварях стали появляться упоминания его значимости в судьбе трудового народа, даты его рождения и смерти, часто сопровождавшиеся фразой «Ленин умер, но дела его будут жить столетия» [16, с. 112]. Контекст упоминания Ленина мог быть различным. Так, в букваре Ф. Фридлянда и Е. Шалыта «За работу» [29, с. 34] помещен портрет В. И. Ленина и текст – небольшая история о том, как этот портрет попал в школу. Учительница задает детям вопрос о том, что они слышали про Ленина, и сама же отвечает: «Он был другом трудового народа, друг детей». Именно с этой точки зрения, как правило, преподносился детям образ вождя пролетариата, большое внимание уделялось именно заботе Ленина о детях. Этот сюжет можно встретить в том же букваре Ф. Фридлянда и Е. Шалыта и букваре П. О. Афанасьева [10]. В данных изданиях имеются небольшие рассказы, в которых дети рассказывают о своей встрече с Лениным. В первом случае отец мальчика – личный шофер Ленина, и однажды, увидев ребенка, Владимир Ильич предлагает подвезти его домой. Во втором случае отец с сыном 10 лет шли по Кремлю и встретили В. И. Ленина. От растерянности ребенок уронил корзинку, Владимир Ильич сам ее поднял, вручил мальчику и пожал ему руку. Обращают на себя внимание названия данных рассказов: «Ильич» и «Моя встреча с Ильичем». Уже заголовок направлен на формирование у школьника образа не вождя революции, а обычного доброго человека, друга детей. Отметим, что этот идеологический пропагандистский «ход» – вождь любит детей – свойственен учебной литературе любого тоталитарного или приближающегося к таковому обществу [9]. С 1924 года, помимо образа В.И. Ленина, в азбуках и букварях появляется упоминание Октябрьской революции. В каких-то случаях ей посвящена целая страница и имеется развернутое описание этого события, в других – только упоминание. В качестве примера приведем букварь «Из деревни» Андрея Горобца 1924 года издания [16]. На стр. 112 говорится, что раньше рабочие на фабриках работали по 12 часов, а теперь – по 8, и все это благодаря революции. Также на данной странице упоминается Февральская революция, в результате которой был свергнут царь. Далее следует портрет Ленина – «Великого Вождя Октябрьской Революции» и «Вождя рабочих и крестьян» с указанием даты его рождения и смерти.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=