Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 72 № 2 Рис. 1. Флеров В. Новый русский букварь. Москва, 1918. С. 27. Рис. 2. Флеров В. Новый русский букварь. Москва-Петроград, 1923. С. 27. Еще одним примером может служить маленький текст под названием «Ради Христа»: «Бедняк стоял под окном и просил Христа ради; Петя подал ему кусок хлеба; Бедняк сказал: спаси тебя Бог» [27, с. 33]. В издании 1923 г. данный текст заменен историей про дятла. Аналогичная ситуация произошла и с другими сюжетами («Булка», «Молитва» и др.), в которых так или иначе упоминался Бог. При сравнении изданий этого букваря, можно обнаружить не только полную замену текстов, но и отдельных слов, связанных с религией. Так, в издании 1918 года в последнем абзаце рассказа «Утренние лучи» читаем: «Полетел пятый луч в избу, поднял на ноги и старого, и малого. Умылись, помолились мужички, да и за работу принялись» [27, с. 51]. В издании 1923 г. действие «помолились» заменено на «оделись». Подобная ситуация произошла и со стихотворением «Приглашение в Школу», в котором были изменены последние строки: «Помолясь, за книжку, дети, / Бог лениться не велит!» – на «Поскорей, за книжку, дети, / Жизнь лениться не велит!». Вместе с тем, в азбуках и букварях 1917-1923 гг. пока отсутствовали какие-либо элементы, связанные с коммунистическими идеалами: в них ни нашлось упоминания Октябрьской революции, личности В. И. Ленина, критики самодержавия, религии и церкви. Все это говорит о том, что азбуки и буквари этого периода были еще слабо идеологизированными.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=