Время науки - The Times of Science

Ларин И.Н. I. N. Larin 2020 71 Одной из целей новой школы была борьба c религией, формирование человека-атеиста. Именно репрезентация этой задачи стала первым проявлением советской идеологии, которое можно заметить при сравнении содержания азбук и букварей с 1918 г. по 1923 гг.: в течение этого периода с их страниц исчезают любые элементы религиозных текстов и изображений. Изданная в 1918 году в Петрограде азбука С. И. Гречушкина еще имела название «Мир Божий», хотя и была уже составлена на основе новой орфографии [18]. Ее заключительная часть содержала ряд молитв, с которыми дети могли познакомиться после изучения букв и овладения правилами чтения. Другой аналогичный пример – букварь Я. Борина, изданный в том же году в Москве [14]. Особенно отчетливо видна динамика секуляризации учебных пособий при анализе переизданий. Например, если рассмотреть издания 1918 [27] и 1923 [28] годов «Нового русского букваря» Всеволода Флерова, можно выявить, как политическая ситуация в стране сказалась на их содержании. При беглом просмотре данных изданий одного и того же букваря можно заметить, что в целом они имеют одинаковую структуру, сходный иллюстративный ряд (лишь с некоторыми изменениями) и аналогичное текстуальное содержание, предназначенное для формирования навыков чтения. Таким образом, может сложиться мнение, что букварь за 5 лет не претерпел серьезных изменений, и идеологические новации никак на нем не сказалась. Но при детальном сравнении можно заметить, что в издании 1923 года полностью отсутствует упоминание Бога, церкви и т.п., хотя они присутствовали в издании 1918 года. Эти изменения коснулись как иллюстративного ряда, так и текстов. Так, в букваре 1918 г. при изучении буквы «Ц» ребенок встречал слово «церковь», которое сопровождалось небольшой иллюстрацией. Но в букваре 1923 года «церковь» во всех случаях была заменена на слово «цеп» (см. Рис. 1 и 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=