Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 70 № 2 преимуществах жизни в Советской России и затем в СССР. Именно дети рассматривались как строители светлого будущего, зачастую и во многом опережающие взрослых, и потому их идеологическая индоктринация составляла особую задачу. В стране было введено всеобщее, бесплатное и бессословное обучение – в том числе для тех, кто уже достиг подросткового возраста, но не успел сесть за школьную парту из-за событий войны и революции. Переработкой содержания первоначального образования занимались органы государственной власти. Поначалу ведущую роль в этом процессе играл Народный комиссариат просвещения, а программы обучения носили лишь рекомендательный характер: учителя имели право выбирать – пользоваться данными программами или создавать свои, с учетом местных особенностей и условий проживания. С 1920 г. вопросы регулирования содержания образования перешли в ведение научно-педагогической секции Государственного ученого совета, занимавшейся разработкой учебных программ на основе комплексного подхода, и теперь они носили обязательный характер. С 1930 года произошло отстранение НПС ГУС от разработки учебных программ, а ранее созданные преобразованы так, чтобы способствовать целенаправленной подготовке учащихся к дальнейшему обучению в техникумах и высшей школе; произошло возвращение к предметному обучению. Изменения в целях, содержании и организации сферы образования повлекли за собой преобразования и в учебной литературе, на страницах которой появлялись различные элементы, так ли иначе связанные с новой советской идеологией. Учебники становились одним из инструментов влияния на мировоззрение и формирования идейных взглядов подрастающего поколения, которое в дальнейшем должно стать основой «идеального общества», формируемого советской властью. Среди учебников того времени особого внимания исследователей заслуживают азбуки и буквари, так как именно с них начинается не только освоение ребенком навыков чтения и письма, но и познание им окружающего мира – природного и социального. Одновременно с процессами становления советской идеологии и укрепления советской власти, происходили изменения в пособиях для начального обучения, менялись акценты и идеологические установки. Следует отметить, что в дидактической литературе изменения происходят не мгновенно: создание учебника – длительный и сложный процесс. На протяжении 1917 и отчасти 1918 года в российских начальных школах и в практиках домашнего обучения продолжали использоваться дореволюционные издания или их копии. Обновленные азбуки и буквари появились в конце 1918 – начале 1919 гг., чему способствовало введение в России новой орфографии [20, с. 1]. Рассмотрим, какие же элементы советской идеологии появились в книгах, которые первыми попадали в руки ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=