Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 7 Собственно говоря, мы уже вошли в основной предмет нашего разговора, и начать его можно с двух цитат почти диаметрально противоположных. Первая из книжки, вышедшей в 1965 году и потом многократно переизданной – тираж, по-моему, перевалил за миллион – это «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной. Есть знаменитый мультфильм, который уж точно вам попадался, там есть два землекопа и две трети. Эти несчастные две трети землекопа преследуют мальчика, попавшего в удивительную страну. Так вот, цитата: «На столе лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скучные. Но они были очень сильными. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каких-то допотопных землекопов, – автор тут «прохаживается» по тому, что содержание учебников нередко не соответствует современности: за окном есть землеройная машина, а тут – землекопы. – Вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было бы совсем неинтересно». Другая цитата из предисловия к Часослову 1685 года, где учебная книга названа «Начало положения жития». Если вспомнить афоризм о букваре как начале всех начал (до сих пор пытаемся найти истоки этой фразы, никак не можем понять, откуда пришло данное выражение), так вот, «Начало положения жития» – книга, через которую Бог обращается к человеку, и в связи с этим ее статус невероятно высок. И, может быть, из-за такого отношения к букварю по-немецки эта книга называется словом Fibel , которое происходит от Bibel – Библия, первая для ребенка книга, по которой его обучают всему. Мы видим два почти диаметрально противоположных отношения. Вспомним опыт повседневности: с чем первым расстается ребенок по окончании учебного года? С ненавистным учебником (и с тетрадками, конечно, тоже). После учебного года или перед началом следующего выброшенными оказываются множество школьных тетрадей и учебников для начальной школы. Следующие учебники, для средней школы, как-то приберегают – а вдруг понадобятся. А тут что? Ребенок научился читать, писать, считать, – ну, и зачем они нужны… Библиотечные фонды в последнюю очередь комплектуются учебниками: библиотекари их очень не любят, потому что все они одинаковые. Написано: 25-ое стереотипное издание, зачем его покупать, если есть 24-ое… А если и до 25-го написано, что все они стереотипные, то тем более. Здесь одна из ловушек, которая, в частности, заключается в том, что, несмотря на то, что написано «стереотипное», при внимательном анализе можно увидеть: здесь появилась другая картинка, а здесь текст изменен. Почему? Каждая перемена в учебнике ставит целый ряд вопросов. Так почему учебники там ненавидимы – и детьми, и взрослыми? Казалось бы – в них много хорошего и важного: и коллективная память культуры, и какие-то идеи, и правила, и способы деятельности, и эмоции, и нормы, следуя которым, можно замечательно устроиться в жизни и быть в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=