Время науки - The Times of Science

Ларин И.Н. I. N. Larin 2020 69 Ларин Иван Николаевич vanya1999larin@gmail.com Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого факультет истории и права (5 курс) АЗБУКИ И БУКВАРИ 1918-1930 гг. КАК ИНСТРУМЕНТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ Larin Ivan N. Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University the Faculty of History and Law (5th year student) ABCs and PRIMERS in 1918-1930 as a TOOL for the DISSEMINATION of the SOVIET IDEOLOGY Аннотация: В статье проанализирована динамика текстов и визуального ряда азбук и букварей, изданных в России с 1918 по 1930 г. Выявлены взаимосвязи между контентом учебника для начального обучения грамоте и новой советской идеологией. Определено, какие социально- политические события, явления, процессы повлияли на содержание азбук и букварей. Вместе с тем, сами учебники рассмотрены как инструмент распространения новых ценностей и идеологических установок. Abstract: The article analyzes the dynamics of texts and the visuals of ABCs and primers published in Russia from 1918 to 1930. The relationship between the content of the textbook for primary literacy and the new Soviet ideology is revealed. It is determined which socio-political events, phenomena, processes influenced the content of the ABCs and primers. At the same time, the textbooks themselves are considered as a tool for disseminating new values and ideological attitudes. Ключевые слова: советская идеология, азбука, букварь, политика советского государства Keywords: Soviet ideology, ABC, primer, policy of the Soviet state Приход к власти большевиков в 1917 году коренным образом изменил социально-политическое и социокультурное пространство России. Задача построения «идеального общества» и формирования «нового человека» с необходимостью требовала веры людей в такую возможность, а также их мотивированных, активных усилий по ее достижению. Целенаправленно разрабатывались и применялись меры, ведущие к складыванию советской идеологии, пронизывающей все сферы общественной жизни и, так или иначе, сказывающейся на сознании людей. Немалое внимание уделялось сфере образования: было необходимо с малых лет прививать детям идеалы коммунизма и социализма, убеждать их в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=