Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 66 №2 деятельности? – получила ответ: то, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Он сказал: «Вы победите» – и мы победили… ВБ: Вот поэтому в некоторых учебниках нет флага, гимна и герба – в них воспитывают любовь к ближайшему окружающему пространству… Слушательница: Да, в немецком учебнике, который мы анализировали, четыре флага разных стран на иллюстрации… ВБ: Да, условно говоря: немецкий язык не самый главный. Он твой родной, никто не спорит. Но он не единственный… Они воспитывают любовь к родине совсем другим образом: не впрямую, а как бы концентрическими кругами: вот мой дом, это родное; вот я поехал в другой город; вот приехали дети из других стран, и у них там другая культура; а чем они нам интересны и чем мы им… И так далее. ТС: А интересно, в украинских современных учебниках, там еще больше тем и изображений войны? ВБ : Нет. Я, конечно, не подсчитывал, точно не скажу. Но, в целом, там больше этнокультурной мифологии, одежда, взятые из фольклора образы, национальный колорит, – такой акцент только на одной культуре. ТС: То есть, не разнообразие этнокультурное, а наоборот? ВБ: Только одна культура. ТС: У нас страна многонациональная. В каждом регионе у нас свой учебник или единый для всей страны? Одни и те же картинки? ВБ: У нас основные учебники едины, но на уровне республик – нет. Каждая республика делает свои учебники – Адыгея, Татарстан и т.д., причем есть учебники и для русских школ, и для татарских школ, иногда они объединены, иногда разные. Внутри России – единые учебники, но есть какие-то этнические дополнения, не включаемые именно внутрь учебника, например, что-то про свой край отдельно, например, в Карелии. ТС: А картинки изменены или нет? На них есть этнические признаки – разрез глаз, цвет кожи? ВБ: Нет, в общефедеральных учебниках не изменены. Более того, доходит до абсурда. Вот издательство «Дрофа» выпустило учебник для Чечни, я не помню сейчас год издания, и в нем нет никаких особенностей края. В 2000-х еще были учебники по русскому языку и литературе для национальных школ, сейчас их нет. В федеральных учебниках доминирует монокультура. Другое дело, на федеральном уровне могут приниматься решения о конкретных народах – малочисленных народах Севера и т.п. Допустим, был выпущен коми-пермяцкий букварь в 1990-е годы, это около 6 тысяч населения. Вот когда такая самонаправленность, там что-то есть. Мы отметили, что у Андриановой появляются некоторые моменты, но они появляются не то чтобы целенаправленно. ТС: А природа изображается тоже средней полосы России? ВБ: Да. И образ родины – тоже. ТС: Ни гор, ничего другого? ВБ: Да, центральная Россия…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=