Время науки - The Times of Science
Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 65 ВБ: Но в контексте военного мемориала факт смерти означает только то, что ты обязательно должен стать героем. Ты должен быть готов… Слушательница: А где-нибудь прописано, каких тем в учебнике нельзя касаться? Или это какой-то негласный перечень запретных тем? ВБ: Перечня запретных тем нет. Точно так же, как нет запрещенных книг. Слушательница: А как регламентируется – что нельзя? ВБ: Это всегда такая сложная игра. В тех книжках, которые я приносил на предыдущем занятии, мы попытались проанализировать, что в то или иное десятилетие входило в число допустимых тем, о чем можно было сказать, а о чем нельзя. Но такого официального списка – его нет, конечно. Есть редуцированные намеки. Условно говоря, в некоторых документах можно прочитать, что в учебниках начальной школы обязательно должна звучать тема Победы, 9-го мая. Без этой темы учебники рекомендовать не хотят. Слушательница: Но ведь в современных программах обычно подробно прописывается содержание – то, что можно и рекомендовано. А вот что нельзя? ВБ: За это тоже идет борьба. Есть два направления учебников для начальной школы. Есть авторы, которые считают, что в азбуках и букварях нельзя говорить о войне, потому что ребенок в таком возрасте воспринимает ее как жестокость, от этого повышается уровень агрессии, в том числе внутри классной жизни. А есть другая тенденция, обратная: надо показывать. Победа – это святое… Кто-то может согласиться, а кто-то не согласен. В учебниках начальной школы ряда стран мы не увидим темы войны. Тема войны и милитаризации существовала в учебниках Варшавского договора, а после того, как он распался, она ушла практически отовсюду. Но не в России. Список запретов… Нет такого… Но подспудно этот список возникает из воздуха во время обсуждения учебника. Когда, допустим, на одном обсуждении учебника педагогическая общественность сказала: что-то у вас очень много грустных детей; так не надо, ребенок должен быть изображен веселый и счастливый. Вот такое прозвучало. То есть в головах есть этот список, но на бумаге его, конечно, нет. ТВ : Можно комментарий? Вот вы сказали, что в российских учебниках больше, чем в других представлена тема войны… У нас в университете сегодня идет научная конференция, и был представлен доклад про гражданское мировосприятие молодежи. Был проведен широчайший опрос молодых людей от Владивостока до Калининграда, и в том числе задан вопрос, какие события истории нашей страны респондент считает наиболее важными. Были названы разные события, но все они относились к военным действиям. Не культура, не космос. И даже образ будущего – это часто третья мировая война… Слушательница: Я сегодня давала открытый урок в 3-м классе про Сергия Радонежского. И на итоговый вопрос – что было самое главное в его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=