Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 63 говорить о том, что учебник подсознательно видит недисциплинированного, необученного ребенка, которого надо среди прочего научить и культуре, и ценностям, и правильным переживаниям той или иной ситуации. Поэтому такой учебник сам по себе не только настоящее, но и будущее. АиЕ: Вот мы нашли в немецком учебнике иллюстрацию того, о чем вы говорите. Вот дети работают над проектом, причем это в динамике показано. Вот ты изучаешь свойства разных материалов, а потом сможешь построить мост… ВБ: А вот тут глобус – ты еще про все узнаешь на Земле… Причем это не в прямом виде сообщено ребенку… Слушательница: А помните, мы еще говорили, что в учебнике 1930-х годов были изображены несуществующие заводы? ВБ: Да, эта карта была полностью образом будущего, а не настоящего. Получается на ваш хороший вопрос, ответ получается очень сложный и лежащий в разных ящичках. Есть конкретное будущее, есть общее будущее, есть будущее, которое пытаются показать как настоящее, – тут много пунктов разного будущего в одном. Что касается конфессионального будущего, то я советую вам посмотреть этот аспект в тех немецких и шведском учебнике, которые я вам передал. Как там решен данный вопрос? Может быть, там что-то есть про это… Слушательница: Ну, вот ты себя хорошо ведешь, и это правильно. Может быть, о том, как Бог участвует в твоей судьбе… Устрояет ее должным образом ВБ: Это очень сложно… Бог устрояет… Конечно, можно говорить о том, что Бог от тебя что-то хочет, ведет тебя, и ты понимаешь это и последовательно выполняешь … Но если ты ничего делать не будешь – ничего и не получится… ТВ: Могут быть помещены заповеди… ВБ: Да, это есть, конечно. Но если мы говорим о степени активности, достижительности, в позитивном смысле этого слова, то в советских и постсоветских учебниках она гораздо ниже, как ни странно. В советских учебниках человек должен быть очень правильным, воспринимать все как надо, а влево- вправо – расстрел. Он должен быть удобен… А постсоветские учебники говорят больше о деятельности такой потребительской: покупки и т.п. Разговора о том, что нужно чего-то достичь самому, здесь нет… Тут мы сами загнали себя в угол, создали такую проблему и пока не признаемся в ней… Хорошо, если я ошибаюсь… Смотришь степень активности – задания какие-то, ребенка ориентируют на что-то, как он живет в этом учебнике, в какие попадает ситуации… В постсоветских учебниках убрали идеологию, но новую достижительность не включили. Там была утопия, и здесь утопия, только в разных вариантах. Правильность не включает непременно активности… Слушатель: Это касается и современных учебников тоже? ВБ: Да.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=