Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 62 №2 ТС: Вы говорили, что будущее в букваре может быть представлено как идеализированное настоящее или прошлое. То есть, образ будущего – это трансформация прошлого или настоящего, и оно не имеет собственного образа. Всегда ли это так, или есть в каких-то учебниках самостоятельный образ будущего? Меня очень интересует, как передается образ будущего, какими средствами. ВБ: Какого будущего? ТС: Будущего этого ребенка, читателя книги. Объясню свою проблему. В учебниках, связанных с религиозной культурой, она в той или иной степени все равно представлена как комплекс прошлого, в лучшем случае настоящего. А что с этим знанием ребенку делать в будущем, никак не представлено. Дается готовый продукт, который нужно употребить, с какой целью – непонятно. Есть культурная традиция, а как ее ребенок должен использовать не ясно. С чего бы он должен ее усваивать? А если он непослушный или ему неинтересно? В других предметах это иначе, в математике, например: тебе это пригодится для того, чтобы… В биологии – то же самое… А какой выход на будущее может быть здесь? Как вообще эта проблема решается в учебниках? Может быть в изобразительном ключе? ВБ : В некоторых случаях это решено таким образом: ребенок чем-то занимается, например, рисует или конструирует, а как бы на дальнем фоне демонстрируется, условно говоря, космический корабль, или портрет, висящий в галерее. То есть, ты можешь вырасти до создателя космического корабля. Как бы не впрямую, но вот есть такие вещи. Опять же, есть чаемое будущее, а есть конкретное, И вот в европейских учебниках это именно конкретное будущее, нередко «пошаговое»: я научился это делать, а следующий шаг – научиться вот этому и т.д. ТС: То есть как динамика развития ребенка? ВБ: Да, именно. Причем, что касается общего абриса, то здесь корень проблемы в самих учебниках начальной школы: они никогда не признаются, что будущее показывают. Мы берем учебник для начальной школы – и он реальную реальность не показывает, он показывает по-разному концептуализированное будущее. Степень показа реальности в разные эпохи разная. Сегодня была иллюстрация: комната ребенка глазами ребенка и комната ребенка глазами взрослого. Одна – улыбка взрослого, попытка глазами ребенка посмотреть на его собственную комнату. Рядом – комната, какая она должна быть. И вот это как раз проекция будущего, то есть, ты должен быть аккуратным, ты должен быть хорошим ребенок. Есть масса скрытых вещей. Мы начинали семинар с разговора о том, кто ребенок в том или ином учебнике: он только школьник, или он имеет право не только учиться, но и еще что-то делать. Нередко учебник тайным образом подходит к ребенку, не то чтобы как к плохому, но – к несовершенному. Вот он сейчас через этот учебник будет пропущен, и тогда станет совершенным ребенком, абсолютно хорошим. Не все учебники и не в одинаковой степени так, но можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=