Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 61 предполагается жить выросшему ребенку. В этом одна из важных особенностей учебника для начальной школы. В нем как в целостном конструкте есть разные уровни. Это текстуальное тематизирование: учебник разделен на разделы, на определенные темы, внутри которых есть некий нарратив, который ученику о той или иной сфере действительности повествует. Это уровень дискурса, конструктов языка, которые могут быть тематические, общепедагогические, религиозные, культурные, политические и т.д. Это язык: словарь, синонимы, ассоциации, графы. И тут можно выстраивать интересные аналитические вещи: например, брать слова из учебника, делать из них словарь, смотреть частотность слов, как они сочетаются и не сочетаются друг с другом и т.д. Скажем, имена мальчиков корреспондируют друг с другом, но не корреспондируют с именами девочек, имена мальчиков и девочек не корреспондируют с именами взрослых, – это только один из примеров, того, что можно увидеть, обращаясь к уровню языка. Очень важный момент – эпитеты. Учебники очень сильно отличаются друг от друга тем, насколько в них разнообразен или беден словарь эмоций. Это очень существенно, поскольку словарь эмоций позволяет ребенку понимать и прочитывать самого себя. И если он беден, то у ребенка степень понимания того, что с ним происходит, иная. И самопознание здесь происходит в меньшей степени, нежели в другом варианте. Слушатель: А можно пример эмоций? Что именно помогает прочувствовать себя? Как это реализуется в учебнике? ВБ : Ну, например, самые последние учебники, с которыми я сталкивался, это учебники конца 1940-х годов, послевоенные. В них нет проявления жалости: считалось, что это очень нехорошая эмоция. В учебниках 1970-х, то, что происходит с ребенком, никак эмоциально не выражено, словарь вообще очень бедный. В них нет речи о том, что тебе сейчас радостно, страшно, приятно или неприятно, что ты за кого-то переживаешь… Учебник не приглашает об этом подумать, поговорить… Есть эмоции, которые рекомендовано испытывать, например, дружеские чувства, но и они, так сказать, прописываются в определенном диапазоне. А есть эмоции, которые никак нельзя помещать в учебниках, причем это до сих пор так. Например, эмоции, связанные с утратой близкого человека. Или эмоции, связанные с отрицательной стороной школьной жизни, например, с темой отверженности. Это тоже ведь эмоциональная ситуация. Иногда такие вещи проговариваются и обсуждаются сюжетом, а в некоторых случаях используется ряд эпитетов. Если смотреть разные сферы эмоций, то мы увидим, что одни представлены в учебниках лучше, другие хуже; а среди представленных в одних случаях словарь разработан, а в других – нет. То есть, даже если тема дружбы представлена, то в словаре описания своего друга может не быть каких-то эмоциональных моментов. На разных уровнях с языком бывают разные ситуации…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=