Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 6 №2 какие результаты предполагается с их помощью достичь, достигаются ли они, и как это предположительное достижение происходит. Но прежде чем начать разговор, несколько предварительных моментов. У нас семинар, но пока нет ни одного обсуждаемого материала, поэтому сегодня занятие неизбежно будет смещено в сторону лекции. Но можно прерывать и спрашивать. Если что-то непонятно, если возникают вопросы, не откладывайте их на потом, задавайте, и мы сразу их обсудим. Ход семинара будет таким: мы идем по некой основной дороге, а когда добираемся до тем, о которых можно говорить развернуто, общую презентацию я сменяю на другую. Мы сворачиваем на боковую дорогу, смотрим, что там, проводим экскурсию, а потом возвращаемся и идем дальше. Вот такая схема работы. У вас будет два домашних задания, оба факультативные. Первое: я оставляю вам три школьных пособия – шведский учебник религии для 6-го класса, немецкий букварь и рабочую тетрадь по этике для 3-го класса. Слушательница: А по возрасту детей это классы такие же, как у нас? ВБ: Очень хороший вопрос! Да, классы примерно такие же, как у нас, может быть, со сдвигом максимум на год, поэтому можно проводить сопоставление. А вопрос хорош потому, что вы увидите – эти учебники довольно сильно отличаются по уровню: в Германии тринадцатилетнее гимназическое образование, и выпускник по подготовке соответствует российскому студенту 2-го курса… Второе задание будет связано с анализом букварей. Вот немецкий и два российских учебника, пожалуйста, сопоставьте эти издания и посмотрите, как в них представлен образ ученика. Обратите внимание на особенности и подумайте, чем они обусловлены: возрастом, культурными традициями, взаимоотношениями взрослого и ребенка и т.д. Представления автора об адресате – о том, кто берет в руки то или иное пособие, отражаются, конечно, в любом учебнике. Но особенно хорошо они видны именно в пособиях для начальной школы, которые в гораздо меньшей степени связаны с преподаванием какой-либо науки. Если взглянуть на привычное для нас предметное преподавание с 5-го класса, то мы увидим стремление любого учебника, прежде всего, дать ученику максимум сведений «своей» науки, заинтересовать, заставить ею заниматься; при этом вопрос: кому адресован этот учебник, неизбежно отходит на второй план. Образы ребенка есть в любом учебнике, но в азбуке или букваре они ярче, заметнее, поскольку – за исключением идеологических вопросов – они не пропущены через «фильтр» науки и в большей степени связаны с социокультурным посланием, адресованным ребенку обществом в целом и педагогикой в частности. Если вас заинтересуют какие-то иные аспекты анализа школьного учебника, вы тоже можете это сделать и в следующий раз представить в своем выступлении.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=