Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 49 зверей, но все равно проецируется в детском сознании именно так. Я не говорю на все сто процентов, что на картинке изображена семья – это действительно нигде не написано, – но мне кажется, что здесь именно семья. А вот то, что каждый из нас прочитывает по-разному, вот это очень важно. Мы считываем данный контекст по-разному, разные критерии используем для восприятия, и много мнений – это хорошо. Я не настаиваю на своем. И я сейчас не помню точно страничку, что там за общая тема, но на этой иллюстрации в общем-то источников информации для ребенка особенно не прописано… ТС: Это задание – рассмотри рисунок и найди примеры устной и письменной речи… ВБ: Здесь возникает очень интересный момент, связанный с разными подходами конструкторов учебника. Тот, кто его целиком выстраивает, идет, как правило, от текстуальности – от слов и от тем. А потом возникает соответствующее или не очень соответствующее прочтение этих тем художником. Тема «Устная и письменная речь». Художнику сказано нарисовать что-то сюда, и вот появляется эта картина. Нельзя сказать наверняка, но я бы предположил, что это «стеб» художника по поводу темы, которая была предложена. Художники, они люди своеобразные. Маму такую изобразили – строгую, «зашитую» в костюмчик беленький, аккуратненький. Она никак не участвует в детских играх. И она действительно, может быть, проверяет, не вспотел ли ребеночек, но даже тот пот, который перейдет на ее руку, будет ее смущать. Она тут изображена, будто куда-то торопится: то ли они хотят на этого клоуна оставить детей, а сами пойти куда-то, а папа пока ждет... Мне кажется, что тут художник «оттянулся» еще и потому, что это не тема семьи. Если задана тема «идеальная семья», то он ее и рисует. Там, где напрямую сказано, что нужно, у художника степеней свободы меньше. А тут другая тема, ему заказчики говорят: способы получения информации, и вот – газета; устное наставление – девочка пишет на асфальте и т.д. С другой стороны, возникает скрытый смысл. Дело в том, что у изображения очень много уровней, очень много метапосылов, метанарративов – о чем то или иное изображение говорит. Здесь мы это видим, здесь очень большая многослойность. И она гораздо больше, чем в азбуке Бетеньковой 17 . Вот тут они все вместе идут, тут все однозначно: папа держит младшего ребенка, мама с двумя постарше занимается, мальчик с собакой, – все хорошо, четко, замечательно. 17 Бетенькова Н. М. Азбука: для 1 кл. трехлет. и четырехлет. нач. шк. / Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. Спб.: Спец. лит., 1998. 207 с.: ил.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=