Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 39 АиЕ: На самом деле, очень интересный учебник, но когда мы его изучали, поняли, что без методички здесь не обойтись… ТС: Кажется, многие картинки темные, нет? АиЕ: Есть разные, и светлые, и темные… Еще момент, который не характерен для нашей культуры. Вот мама, которая появляется один раз. Вот семейное древо – и у женщины нарисован ребенок во чреве, а потом маленький. То есть, сразу идет рассказ, как появляются дети. Второй момент: когда речь идет о семейном альбоме, представлена очень откровенная фотография, в нашей культуре не принято такое рисовать в детских учебниках: мама в купальнике, папа в дýше, ребенок голенький – понятно, что он маленький, но все равно, он там с первичными половыми признаками нарисован. Это интимная сфера, у нас не принято это изображать. Детей хранят от таких откровений… ВБ: В советских учебниках были голые купающиеся дети. АиЕ: Да, но они прикрыты. ВБ: Здесь тоже прикрыты… АиЕ: Ну, это не характерно для нашей культуры, поэтому обратило на себя внимание. ВБ: Это правда… АиЕ: Школа появляется только на 74 странице, почти в конце, то есть ребенок плавно превращается из первооткрывателя, который с троллем по сказочным странам бегает, в школьника. И очень интересно: как только заканчивается букварный период, заканчивается сказка, мальчик понимает, откуда взялась эта книга, что ее сделали дедушка и бабушка, и начинается собственно учебник по окружающему миру. Есть много интересных моментов, например, о вреде гаджетов: счастливые дети гоняют в футбол, весело играют и читают книжки; а все, кто с гаджетами сидят, они грустные и страшные. Понятно, что такого рода проблема есть в Германии. ТС: И не только! четырьмя стрелками, их циферблат повернут на 180º – такого времени не бывает, это ложь); и, наконец, третий шаг: на стене подсказка 4 + 4 – в сумме это 8, тролль выбрал дверь, над которой 8 часов – «утро». Таким образом, вырабатываются умения: сравнение, определение времени, арифметическое действие сложения, взаимное «перекодирование» визуальной, цифровой и текстуальной информации. Кроме того, формируется оценочное суждение и социально значимая нормы бережного отношения к времени. Конечно, задача может быть решена с другого конца – одним «рывком», через инсайт (собственно, как это и сделали слушатели семинара): солнце очевидно лучше, чем печаль и ложь, – выбираем эту дверь. В реальной образовательной практике, дети, разумеется, могут пойти и этим путем. Но в этом случае они, вероятно, услышат от учителя вопрос «А почему?», и рассуждать все равно придется. Обратим внимание, что экзистенциальная идея о том, что к цели могут вести разные пути – и среди них ложный путь и путь скорби (как раз об этом говорит В. Г. Безрогов) – здесь тоже заложена. Не знаю, гениальны ли немецкие дети, но профессионализм немецких методистов вызывает восхищение. – Прим. ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=