Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 34 №2 этот учебник, мы решили, что у них есть подготовительный период, когда они уже находятся в школе, но еще не очень учатся. У нас социальная роль резко меняется: все, теперь ты ученик. А здесь, в пределах первой части этого букваря, тебя подготавливают к тому, чтобы начать учиться. То есть присутствует какой-то адаптационный период. ТС: Как бы нулевой класс? АиЕ: Да. Они изучают буквы, но при этом еще вовсю играют. Букварный период еще как сказка, конец детства… Семья в полном составе встречается только в одном месте, где речь идет об их семейной фотографии, семейном древе. С Нино, мальчиком, занимается в основном папа, мама встречается один раз – на той самой фотографии. В учебнике ее больше нет – ни роли, ни функции, ничего. Мы даже сначала думали, что какое-то несчастье произошло, потом оказалось, что все-таки мама есть… Что интересно, описаны книжки, которые они получают в подарок: девочка постарше, она получает энциклопедию; а мальчик помладше, он получает азбуку. Как потом выясняется, их бабушка с дедушкой какие-то ученые, которые написали и нарисовали эти книжки и дарят их внукам. И тут мальчик попадает в волшебную страну, где он знакомится с буквами, учится находить эти буквы в словах, угадывать слоги и т.д. Причем, если в российском учебнике дети попали в страну, прошли ее и вышли оттуда, то здесь ребенок выполнил задание и – проснулся. Первый раз проснулся – и ничего, рассказывает папе про свой опыт. А второй раз проснулся – и заболел. Он просыпается и заболевает, ему вызывают врача. Это выглядит на грани какого-то помешательства, потому что герой, который сопровождает мальчика, он зеленый. Это тролль (Рис. 8). С одной стороны, понятно, потому что это особенность западной мифологии, с другой стороны, странно, потому что тролль в западной мифологии или в сказочном пространстве не является положительным героем. Это же такие бесята, которые иногда вредят, иногда могут помочь – как у нас в русских сказках черти, которые иногда помогают хитрым, удачливым, смекалистым. Однако черт, несомненно, в целом является отрицательным персонажем, так же, как и тролль в европейских сказках. Между тем, именно тролль сопровождает ребенка на всем протяжении его обучения – держит его постоянно за руку. И это очень странный момент 7 . 7 Если ориентироваться на визуальный ряд пособия, то, пожалуй, не создается впечатления, что тролль ведет за собой ребенка – скорее их взаимоотношения можно назвать партнерскими, а иногда это и покровительство со стороны мальчика. Возможно, здесь тролль – образ «детскости», присущей каждому человеку… – Прим. ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=