Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 30 №2 какие-то сказки, дальше девочка выгуливает пёсика… То есть, каким образом авторами строилась логика и последовательность изложения, какие образы должны раскрываться перед ребенком, который читает этот учебник, – непонятно. С кем он должен себя идентифицировать? Как он должен воспринимать свое учение? Это не обозначено. С точки зрения авторов, ребенок – это человек, который выполняет задания, но он не играет в игры, он не путешествует. Ребенок – это только ученик. Он только учится. И любит животных. ТС: И никому не помогает? АиЕ: В учебнике есть картинки, где ребенок помогает маме, гуляет с бабушкой, но они связаны не с изучением каких-то тем, а просто иллюстрируют тексты. Это не педагогическая ситуация, которую нужно разобрать; не методические разработки – придумать предложение, например; а просто иллюстрация к тексту. Второго учебника, к сожалению, у нас была только одна часть, а хотелось бы посмотреть вторую… Это букварь Андриановой 2007 года издания. В этом букваре ребенок – путешественник, первооткрыватель, который попадает в страну знаний. Кроме того, очень интересно представлено: на первой странице с ребенком прощаются сказки, то есть такой четкий переход от ребенка к школьнику. ТС: От дошкольника к школьнику? АиЕ: Да! Вот он вспоминает сказки, которые читал в детстве, а вот – идет с глобусом и попадает в новую страну. Учебник построен по следующему принципу: есть карты, связанные с изучением букв, звуков, частей речи и, когда он проходит всю дорогу, то есть изучает какой-то блок темы, встречается новая карта, где дается новое задание. Он изучает, что такое буквы, что такое звуки, что такое слова, что такое слоги, и когда все это изучит, то попадет в город Алфавитинск. А затем он попадет в Книгоград. Что за семья у ребенка? Честно говоря, не очень понятно. Ясно только то, что она есть, потому что мы видим ребенка с бабушкой, потом с мамой, но это все разрозненно. Очень интересный прием: вначале дети попадают – мальчик и девочка (гендерный принцип соблюден в обоих учебниках, причем девочки в юбочках, с хвостиками или косичками, а мальчики в штанишках) – в эту страну, но дальше они не встречаются. Это не те персонажи, которые могли бы сопровождать ребенка на протяжении всего учебника. Мальчик и девочка попадают в страну, и дальше дети ассоциируют себя с ними, то есть они встают на их место и начинают свое путешествие. Это очень интересный методический прием. Что интересно, на первых занятиях ребенок входит в новый социум. Показано, как нужно общаться при исполнении обязанностей ученика. Кто может тут встретиться, и как люди приветствуют друг друга. Причем отражено, что мы живем в большой стране – России, и тут есть разные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=