Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 27 политика; правила поведения; окружающий социум, окружающая среда; семья и ее роль; элементы традиционной культуры. Но сразу скажу, что заполнить равномерно все эти пункты не получилось, потому что в одних учебниках они выступают явно, а в других они скрыты. Начнем с букваря в двух частях, авторы Журова и Евдокимова, 1-й класс 4 . Слушатель: А какого года издания этот учебник? АиЕ: 2008-го. Единственное четкое представление о ребенке, которое возникает после просмотра учебника, – это то, что он очень любит животных. И природу. То есть ребенок непосредственно связан с живой природой и животными, как-то с ними взаимодействует, интересуется их жизнью, ухаживает за ними, даже какие-то нравственные представления познает через общение с животными. Больше никаких явных моментов, которые бы бросались в глаза, нам здесь найти не удалось. Скажу сразу, что, в основном, мы делали анализ по картинкам, потому что переводить с немецкого, не зная языка, было практически невозможно (хотя, конечно, мы переводили отдельные слова, заголовки, подписи к картинкам и т.п.), и потому мы обращались, в основном, к иллюстрациям. В то же время, благодаря такому рассматриванию, ты становишься ребенком, который пришел в школу, еще не умеет читать и не знает букв… То есть, мы вместе с ребенком пытались понять, чего хочет от нас учебник. Особенность этого учебника заключается в том, что у ребенка есть семья: его провожают в школу, его близкие периодически встречаются нам на страницах учебного пособия – например, ребенок с родителями идет в поход; ребенок с бабушкой читает книжку и т.д. Но при этом, какую функцию выполняет семья по отношению к ребенку – кроме того, что они вместе выполняют какие-то определенные действия – роль семьи в целом, социальное воспитание, здесь не прослеживается. Кроме того, этот учебник отличается тем, что в нем довольно много рисунков ребенка в одиночестве. Например, есть рисунок, где ребенок в лесу кричит «ау». Когда дети изучают звуки, там такое сочетание – ау . В советских учебниках, конечно, так было, но в современном учебнике странно видеть, что ребенок один, маленький, оставлен в лесу в состоянии опасности. Во втором учебнике 5 нарисовано, что папа (или старший брат) стоит за деревом. То есть они вдвоем в лесу, ребенок просто потерял его из виду и поэтому кричит «ау». А здесь ребенок один… Есть также рисунок, где ребенок один идет на рыбалку, вот здесь он поймал рыбку, а на следующей картинке поймал башмак… 4 Журова Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А. О. Евдокимова. М.: Вентана-Граф, 2008. Ч.1 160 с.: ил.; Ч 2. 128 с.: ил. 5 Андрианова Т. М. Букварь: для 1 класса четырехлетней начальной школы: в 2 частях. М.: АСТ [и др.], 2007. (Планета знаний). Ч. 1. 2007. 47 с.: цв. ил.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=