Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 25 «Нет, Ганс заболел, но он скоро должен прийти». У второго ребенка учитель спрашивает, тот тоже отвечает, что занято. А третий человек сам говорит: «Садись, у меня есть место». Вот это работа социального психолога – не только с тем, у кого проблема, – но и с группой. Сейчас происходит очень интересный сдвиг. Современные учебники пытаются отойти от роли учителя жизни и прийти к роли соучастника жизни . В этом смысле учебник пытается разрушить грань между детской книгой и учебником, которую ребенок очень тонко чувствует. Ребенок детскую книгу может спокойно читать – она от тебя ничего не требует, а учебник спокойно читать нельзя. Смена ролей – это подспудное введение в новую иерархию. Не полное разрушение иерархии, не анархия, но своего рода такой «ввод»: ты потом поймешь, что это не детская книга… В традиционном учебнике граница между школой и всей остальной жизнью обычно проведена довольно четко. Особенно это видно в «точке перехода» из дошкольного детства в школу. В букварях есть масса картинок, которые условно можно назвать «оставь игрушки всяк сюда входящий», то есть детство остается где-то там, за порогом школы, а здесь легкомысленным занятиям совсем не место. И совсем другая концепция, когда букварь начинается с пейзажа или учебы дома, с бабушкой. Сегодня эта грань размывается. Вообще, есть ли грань – ты учитель жизни или ты соучастник жизни? Если учебник – советчик, то это не обязательно означает разрушение иерархии: он может быть ментором ребенка всю жизнь. Есть такая фигура – ментор. Ментор – наставник, не обязательно старший по возрасту, к которому ты приходишь и о чем-то советуешься. В этой роли учебник пытается себя позиционировать как равного, например, как одноклассника ребенка. Это все направлено на понимание себя, на конструирование себя, на создание у ребенка образа самого себя, который должен пройти через этот букварь. Что показывает учебник, об этом мы будем поговорить в следующий раз. Я продемонстрирую то, что он показывает, на презентациях, и мы будем говорить об обложках. А теперь, пожалуйста, – ваши вопросы, мнения, несогласия… Слушательница: Спасибо, было очень интересно! ВБ: Ох! Я не на это напрашивался! Кто и какие книжки берет для выполнения заданий? Хорошо. До следующей встречи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=