Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 24 №2 Он, конечно, еще и костюмер: он создает некую одежду ученика, его положение в этом учебнике и в обществе. Еще одна роль – ассистент режиссера. Учебник – менеджер процесса обучения. Сценарий написан, актеры загримированы и одеты. Ассистент режиссера прослеживает, чтобы актер вышел на сцену и делал, что полагается. Здесь еще есть суфлер, который выступает помощником в процессе: «Ты забыл что-то? Сейчас мы тебе подскажем». Суфлер – добрый, конечно, но эта доброта не всегда связана с подлинными интересами ученика: «сейчас мы тебе подскажем, как ты должен поступить»… Должен ли ты поступить именно так, суфлер обычно не говорит, это ему как бы запрещено. Итак, второй блок – социализация. Третий блок ролей – мировоззрение . Мы упомянули миросозерцание, социализацию. Теперь – мировоззрение. Какие роли входят в мировоззрение? Учебник – оратор. Он трибун, потому что он призывает, нередко, даже на обложках эти призывы содержатся; и одновременно он – ритор, потому что он, призывая, убеждает. Учебник – пропагандист, поскольку, так или иначе, выполняет государственный заказ. Есть конструкторы текстов, а есть художники, и нередко художники с бóльшим скепсисом относятся к тому, что они должны пропагандировать, они могут как-то схитрить, показав свое отношение. У конструкторов-составителей меньший спектр таких возможностей. Пример из этой сферы: на форзаце одной из советских книг для чтения изображен пионер, стоящий на броне танка, а внутри учебника имеется рассказ, как мальчик показал советским танкистам, куда надо ехать, чтобы фашистов победить. И вот он на броне этого танка, у него повязан красный галстук, и он показывает, куда ехать. И открыт люк этого танка, а там изображен типичный фашист – именно такой, каким его принято изображать. Такая «фига в кармане» художника, который продемонстрировал свое отношение к этим идеологическим вещам. Последняя группа ролей связана с пониманием и с конструированием школьником самого себя . Здесь тоже роль не одна. Прежде всего, учебник – вопрошатель и слушатель. Он спрашивает о чем-то, и он тебя послушает, как ты ему ответишь. Если ты ему ответишь с помощью рабочей тетради, куда впишешь что-то нужное, то он будет очень рад и доволен. Учебник – собеседник, с ним можно еще и поговорить. Он – советчик: сделай так, а еще можно сделать так и вот так. Разные советы, в разных спектрах. Учебник может быть помощником или даже врачом. Вот когда мы говорили о ситуации отверженности в классе, учебник здесь еще и терапевт, психолог, причем не только для тебя, если ты сам столкнулся с проблемой, но и для целой группы. В одном из учебников немецкого языка для российских школ (автор И. Л. Бим) есть тема: пришел в класс мальчик Ахмед, приехавший из Турции, и нет ни одной свободной парты (кстати, «двойные» парты характерны для российской школы, но не характерны для немецкой, где в основном индивидуальные парты, здесь такой «перекос» составителей). Учитель спрашивает: «Петер, у тебя свободно место?», а Петер отвечает:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=