Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 23 просвещают, но и ограждают, учебник – это рамка, а ведь есть масса того, что находится вне ее. Учебники тем, что они в этой как бы энциклопедической картине дают сильно упрощенное – а значит, неверное мнение, объяснение и т.д. – не просвещают, а наоборот, «депросвещают». И когда ученик, выучившийся, условно говоря, по дурным учебникам, переходит в другой класс, школу или приходит в вуз, то он начинает обучаться не с нуля, а с минус одного или с минус двух. Его надо сначала переучивать. И только показав ему, что прежнее его уверение не является энциклопедическим, можно идти дальше. Последняя роль учебника в этой группе – экспериментатор. Учебник говорит: если ты возьмешь две пробирки и нальешь в одну одно, а другую – другое, потом смешаешь, то можешь устроить взрыв школы. Экспериментатор задает алгоритм действий и вместе с тем он может вызывать интерес: «Давай-ка, мы тут такое устроим и посмотрим, что получится…» Вторая группа ролей учебника связана с социализацией . Мы говорили, что учебник кроит одежду, которую надевает ученик и выходит в жизнь. Значит, он социализирует ученика – будущего взрослого. Здесь нередко кроется большая тайна, которую не каждый учебник готов учесть, принять или как-то попытаться обойти. Тайна заключается в том, что учебник работает на взрослого. Не в смысле на рецензента или учителя, а в смысле на того ученика, из которого ему надо сделать правильного взрослого, хорошего человека и т.д. Поэтому нередко учебник вмещает в себя материалы, связанные с тем, чтобы, как в одном педагогическом журнале 1919 года было написано, «помочь ребенку избыть детство». Детство – время «недосовершенное», ребенок – это еще недочеловек, он многого не знает, не умеет, не может, сейчас мы ему поможем и сделаем из него замечательного Буратино, который будет ходить по жизни, все знать, иметь ответы на все вопросы и т.д. Это педагогическая утопия, которая одновременно имеет и плюсы, и минусы. Она не является ни белой, ни черной. Совершенно замечательно, что не все идеалы педагогов воплощаются, потому что страшно было бы то общество, которое сумело бы воплотить все пожелания педагогов… В блок социализации входит прежде всего то, что учебник – это сценарист, поскольку он включает в себя материализованную программу курса. Это не только идея пьесы под названием «учебный предмет», это развернутый сценарий, который расписывает покадровое содержание всего курса. Учебник – это и гример: он обучает ученика, как стать хорошим, как наложить на себя те или иные румяна, чтобы выглядеть хорошо, чтобы соответствовать условиям обучения. Эти самые условия обучения и место в них обучающегося и есть деятельность гримера. Он под соответствующее место гримирует ученика: «Ты не должен вертеться, потому что ты на уроке».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=