Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 22 №2 будешь всю жизнь замечательно жить, востребованным и успешным. Проективная часть связана с образами будущего, с образами того, кто выходит после общения с учебником. Повторюсь, если функций четыре, то ролей множество. Роли учебника тоже можно определить в четыре группы, не связанные с функциями. Но помимо этих четырех групп, есть такие «над-роли» или «мета-роли», которые относятся к ним ко всем. Это, прежде всего, наставник. Даже если это самоучитель, то в любом случае это наставник. А еще он обязательно контролер. Как наставник он представитель взрослого мира; как контролер, он – распорядитель (определяет, как тебе работать) и надсмотрщик (следит, чтобы ты работал с полной отдачей сил). Эта роль может проявляться в прямом и в косвенном виде. Нередко это измеряется степенью дидактичности помещенных в учебник текстов. Если тексты все время выводят однозначную мораль, делают вывод, то здесь роль надсмотрщика видна гораздо четче. Если тексты менее дидактичны, то контролер отступает в тень и становится такой фигурой за кадром, но он не уходит, ни в коем случае, даже в диалогичном учебнике он присутствует обязательно. Теперь четыре группы ролей . Первая группа связана с восприятием того, что сообщает учебник, то есть с формированием миропонимания . Учебник помогает читать мир. Вроде как ученик читает книгу, но на самом деле он читает мир. Читает мир через эту книгу. Учебник – это гид, он сопровождает ребенка, объясняет ему устройство этого мира, те или иные явления, их структуру, взаиморасположение, взаимосвязи и т.д. В одном из современных учебников по окружающему миру на форзаце (форзац – это то, что появляется, когда открывается обложка, вот здесь, с «тыльной» стороны, а последняя такая же страница называется второй форзац или надзац – после страниц) была изображена речка, и по речке путешествуют дети. Показаны все факторы загрязнения этой речки: начиная с чистого истока; через завод, сбрасывающий свои отходы; мимо туристов, которые оставили мусор на берегу и так далее. Взаимосвязь явлений мира на этой картинке представлена явно. Учебник – еще и просветитель или прожектор. Он может что-то освещать, акцентировать внимание. Учебник очень любит это делать. Он не только освещает, но еще и рассказывает. Он и проводник, потому что показывает верные пути, страхует – и в самых простых вещах, которые связаны со здоровьем (мыть руки перед едой, нельзя выходить без шапки на улицу и т.п.), и в сложных, связанных с моральным выбором. Учебник выступает и хранителем опыта. Он заявляет, что он тот самый архивариус или тот старый дед, который уже пожил и поэтому все знает о жизни. Но этот старый дед обладает феноменальной памятью, как ни странно, причем он еще и энциклопедист, который говорит: «Сейчас я тебе все расскажу». Иногда это обманчиво: «сейчас я тебе все покажу» – и показывается картинка очень упрощенная, и ученик в этом уверяется, а разуверить потом оказывается очень сложно. Учебники, они не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=