Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 21 жалостью не владеют никак, этой эмоции у них нет по определению. Соответственно, они и трусами быть не могут. Струсить – это великий грех, потом «не отмажешься» никакими силами. А если ты вдруг чего-то боишься, то должен с этим обязательно справиться, причем как – непонятно, тебе в этом особо не помогают, но справиться ты должен обязательно. К этой же группе характеристик может быть отнесена роль учебника как со участника. Это бывает нечасто, но бывает – когда учебник играет роль такого как бы понимающего друга-соучастника, он входит в суть проблемы и обсуждает ее с тобой, например: «Что делать, если ты отвержен в классе?». Помещают текст, помещают иллюстрации и помещают рассказ о том, как эта ситуация разрешилась. Необязательно, что она у тебя разрешится таким же образом, но ты уже не одинок. Учебник, оказывается, понимает тебя и твои проблемы. Они не только у тебя, и с помощью учебника ты можешь об этом подумать и как-то с этим справиться. Все эти вещи, начиная от убежденности и заканчивая соучастием, могут быть, вероятно, отнесены в эту большую третью группу: чему учебник учит, что порождает, что вызывает, что настраивает и что индуцирует в ученике. Какие вообще у учебника функции и роли? Функций – четыре, а ролей много. Все классификации, все определения – они относительны, они «спрямляют» ситуацию, и в реальности могут быть очень разные варианты и сочетания, но для общей картины, можно говорить о четырех функциях . Первая – информационная , к которой относятся знания и известные, трафаретные способы действия. Вторая – развивающая , содержание которой состоит в организации мотива к творчеству и получении опыта творческой деятельности: то, что тебе не дано в готовом виде, а что ты сам сообразил и придумал. Третья – воспитывающая , когда учебник дает ценностно- смысловой опыт взаимодействия с тем, что в него помещено. Вот здесь очень интересно – что в него помещено, а что нет. И в этом плане как раз сопоставительные рассмотрения учебников разных эпох одной страны и разных стран одной эпохи дают «зеркало» – понимание того, что, может быть, мы пропустили и надо бы добавить, или, наоборот, у нас это есть, и как это замечательно. В одном из турецких учебников почти целая страница посвящена вопросу «достижительности», вопросу упорства. Там изображены две картинки: один и тот же забой (шахта). Первая картинка – в этой шахте начинает долбить пласт руды молодой человек, и мы (но не он) видим, какое большое расстояние его отделяет от груды алмазов. Вторая картинка – тот же персонаж, но уже в пожилом возрасте, весь сгорбленный, уходит из этого штрека, а там оставалась всего маленькая перемычка до сокровища. Он отказался. Он сломался. Он перестал быть упорным в достижении каких-то позитивных целей. Вот как может транслироваться ценностно-смысловой опыт. И последняя функция – проективная , потому что учебник задает характеристики того, к кому он обращен. Он выкраивает те одежды, которые ученик должен надеть и выйти в жизнь. Если ты успешно выучишь этот предмет и станешь таким, как от тебя требуется, ты в этой одежке дальше

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=