Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 19 ВБ: Критику схемы принимаю… Некоторые критерии в ней действительно «прыгают». Но все-таки, чего нет совсем? Вот смотрите: тексты, внетекстовые компоненты, аппарат организации усвоения и аппарат ориентировки, а мы только что с вами говорили о чем? Слушательница: О типах вопросов и заданий… О том, что ответ не задан… ВБ: А еще? Об интересе. Где в этой схеме «аппарат вызывания интереса» у ребенка? Почему ребенок должен как раб на галерах протискиваться через этот учебник и быть битым на каждом задании, если он его не сделал? В этой схеме даже не ставится такого вопроса. Не предполагается, что нужно привлечь ребенка, увлечь его, сформировать систему мотивации, систему интересов. Есть аппарат ориентации: ребенок должен ориентироваться внутри учебника – где задания, где вопросы, где отсылка, где что… Учебник организует усвоение им материала. И всё! Я не говорю, что одна концепция всегда хорошо, а другая всегда плохо. Когда мы говорим об авторитарности, мы обычно обозначаем это слово знаком «минус», но это совсем необязательно, нет целиком белого и целиком черного, все полосатое. Точно так же с авторитарностью. Другое дело, что тот, кто создает подобный учебник, ориентируется на такой вариант вселенной, в которой вовсе нет звезд с интересом, нет той части ландшафта, который завлекает: «Ну-ка, путник, зайди сюда. Тут такие сокровища! Ты вообще потом не вылезешь отсюда…» Этого здесь нет. Слушатель: А как бы это выглядело, если бы было? ВБ: Мне кажется, если есть кластер, группа «аппарат организации усвоения» и «аппарат ориентировки», то должен быть и «аппарат привлечения внимания». Слушатель: Может быть, это творческие задания или отсылка к дополнительному материалу… Слушательница: Можно ввести в основные тексты дополнительные… Слушательница: Можно дополнять тексты иллюстрациями… ВБ: Конечно, можно дополнять, можно вводить иллюстрации. Про иллюстрации будем говорить позже, они тоже бывают разные. Есть иллюстрации, которые просто разъясняют текст, есть иллюстрации, которые его сжимают и дают резюме. Но в любом случае иллюстрация – это то, что иллюстрирует. А что иллюстрирует обложка, которая привлекает ребенка? Ничего, кроме его возникающего интереса. Там могут присутствовать какие- то герои, которых он встретит дальше, или что-то еще, но она не иллюстрирует напрямую. Это вещи, которые связаны с привлечением, с вызыванием интереса, они взывают к чему-то другому, они не иллюстрируют. Это работает иначе… Я не удержусь, расскажу историю по поводу вызывания или не вызывания интереса. Это не относится напрямую к теме, но тем не менее… Сцена, которую я наблюдал в троллейбусе: на заднем сиденье сидят мама с сыном первого или второго класса – когда проходят одушевленные и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=