Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 17 ситуации. Он решил задачку и потом встречается вне учебника с аналогичной или даже с задачкой не похожей ни на какую, но из разных элементов уже решенных задач он может составить алгоритм решения. Это все относится к экспертности. Учебник передает, порождает, вызывает, рождает эксперта. Человек умеет читать – он уже замечательный. Дореволюционные буквари нередко изображали ребенка, который сидит и всем в избе читает книжку, потому что никто читать не может, а он – эксперт, хотя и маленький. Нередко включены стихи на эту тему или маленькие рассказики, переворачивающие отношения возрастов: дед ждет внука, который должен приехать из города и прочитать нужное. У деда есть то, что можно прочесть, а прочитать он не может, сейчас приедет внук и поможет ему. Второй большой блок – это то, что можно назвать пытливостью или порывом. Не совсем ученые формулировки, но отражают суть. Учебник привлекает к чему-то, начиная с обложки, он действует как зазывала: «А что тут? А вот что-то невиданное, красивая книжка, а вот если я ее открою…» Ты открыл обложку – и ты уже внутри. Он создает стимулы и продуцирует их в процессе взаимодействия ученика с учебником. Он очень мощно работает с мотивацией самых разных вещей, поступков, или, наоборот, отвращения от тех или иных поступков, условий, в которых они совершаются и могут или не должны совершаться. Не знаю, помните ли вы знаменитый рассказ «Честное слово» Л. Пантелеева, который во многих начальных учебниках присутствует: мальчик ни за что не уходит с поста, пока автор рассказа не находит военного, который ему разрешает с этого поста уйти. Такая сильная мотивация – страшно ведь, ужасно… Есть и не такие патетические примеры. В Германии в начальной школе изучают не только букварь, там есть учебники для чтения, пособия для письма и учебники для разговора, т.е. не только прочитать и написать, но еще и поговорить. В одном из учебников обсуждается вопрос: кто-то в классе что-то нехорошее сделал, а другой человек поднял руку и рассказал учителю. Ябедничество – это хорошо или плохо? Всерьез на нескольких страницах открыто обсуждается вопрос, формируется иерархия мотивов того или иного поведения: с одной стороны, ты должен быть честен, а с другой стороны – что есть честность? Такая вот иерархия мотива честности и мотива дружбы… Слушательница: И какое там принимается решение? ВБ: Никакого. Отличный вопрос! Дети принимают решение сами, вот что интересно. Есть учебники монологичные, где обязательно дается решение, может быть, и по какому-то сложному вопросу. Это не означает, что монологичные учебники – всегда уход от проблем. Но в данном случае не было предложено никакого решения. Это диалогический учебник, то есть решение каждый принимает сам, и он не обязан рассказывать другому о своем решении. Может рассказать, а может и не рассказывать, это его личное дело. Понятно, что на практике, когда тема обсуждается в классе, дети могут сказать и так, и эдак. Но учебник не программирует однозначный ответ, не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=