Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 16 №2 потенциальную практику преподавания, может быть, осуществляемую с его помощью. И последнее, что я хотел бы сказать по поводу массовости продукта: далеко не всегда популярный учебник есть учебник наилучший. Популярность – это не то же самое, что глубина и качество. В лучшем случае популярность – это ответ на ожидания школы. В других случаях – это ответ на государственный заказ, на какую-то практику, на рекламу, на экспертную рекомендацию. Может быть и случайность, например, какой-то замечательный педагог использует учебник и распространяет свой опыт, поэтому данный учебник входит в жизнь, и к нему обращаются очень многие учителя. Таким образом, мы видим, что учебник как массовое издание – это, с одной стороны, издание для контролируемого индивидуального потребления: каждый ученик раскрывает учебник и с ним как-то взаимодействует в школе и дома, где сам учебник его и контролирует – вспомним цитату Лии Гераскиной. А, с другой стороны, это массовое издание своим пафосом существования имеет в виду всеобщее единение, поскольку учебник предполагает, что все мы становимся более или менее одинаковыми с его помощью, в пределах страны, региона распространения, какой-то группы или конфессии. Учебник предполагает, что при помощи работы с ним люди окажутся в пределах одного карраса (если вспомнить «Колыбельную для кошки» Курта Воннегута). И еще нужно сказать, что учебник представляет собой один из миров, которые можно назвать мирами дискурсивными. Есть мир или миры физических и материальных сущностей, есть мир или миры метафизических сущностей, есть миры субъективных состояний человеческого сознания, а есть миры текста и знаковых систем. В мирах текстов происходит фиксация, обобщение, проектирование человеческой практики, образа человека – опытного образца реальности (реальности нередко в кавычках – той реальности, которую полагает таковой автор учебника), и сквозь учебник проявляется не только сама реальность, но и наши от нее ожидания и чаяния. Поговорив о том, что учебник продукт такой вот странной массовости, дальше скажем о том, чему учебник учит, что он передает, порождает и вызывает. Здесь три большие группы характеристик, одну из них можно назвать группой экспертности: учебник обеспечивает экспертность человека, подготовившегося к чему-то с его помощью. Это знания, умения их применять, навыки и ориентации (ты можешь не знать чего-то точно, но знаешь, куда надо пойти, чтобы это взять). Кроме того, это приемы логики и умозаключений, приемы прочтения мира: учебник учит различать мир на уровне его декодирования (что передо мной – слон, лошадь, река и т.д.) и на уровне понимания, как он существует. Учебники для начальной школы, соединяя буквы в слова, образы в картинки и слова с картинками, создают ученику словарь, с помощью которого он декодирует то, что видит. Он может не только декодировать и прочитывать то, что он видит, но и по аналогии относиться к тому, что он еще не видел или действовать в новой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=