Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 14 №2 что можно использовать в школе. А дальше начинается борьба издательств, педагогических школ и рекламы , лоббирование с помощью органов народного образования. И мы видим, что из порядка пятнадцати комплектов, включенных в федеральный перечень, некоторые имеют, условно говоря, 70% использования в российских школах, а некоторые 5% или 3%. Здесь, конечно, пересекаются нешуточные интересы: в современном полиграфическом деле учебник – это одна из самых доходных областей, даже детективы рядом не стояли. Две сферы, в которых люди все равно будут платить деньги – детские книги и школьные учебники. На них можно ставить любую цену, их все равно купят. Поэтому подготовка, экспертиза и распространение учебников нередко приобретают не очень симпатичные черты. Автора одного современного учебника пытались запугать по телефону – чтобы этого учебника не было. В главу департамента образования Москвы Любовь Петровну Кезину стреляли из дробовика во время разборок между издательскими фирмами, борющимися за заказ на школьные учебники. Это же гарантированные деньги: выпустил учебник, отдал его государству и живешь припеваючи. Поэтому вопросы распространения учебника отнюдь не просты. В ограниченность применения учебника входит и возраст – не только детский, но и родительский. Учебник обязательно обращается к родителю, режиссирует не только поведение ребенка, не только поведение учителя, но и поведение родителя, заботой которого является обеспечение взаимодействия ребенка с этим учебником. Учебник должен: а) либо понравиться, б) либо заставить родителя делать так, как ему (учебнику) хочется. Соответственно, возраст родителя как-то в иллюстрациях или в текстах тоже, как правило, отражен. На полях замечу, что иерархия возрастов в учебнике вещь очень существенная. Учебник для начальных классов предъявляет ребенку набор возрастов и образов и отношений к тому или иному возрасту, и понимания того, что от этого возраста можно ждать. Например, может ли пожилой человек быть вредным, и его можно с трудом терпеть, или такого вообще не бывает… Некоторые учебники отслеживают, а некоторые принципиально не хотят отслеживать, перемену возраста и выхода человека за пределы земной жизни. В некоторых странах – в той же Германии – есть учебники начальной школы, где общая концепция учитывает, с какими проблемами может столкнуться ребенок данного класса, данного года обучения. И авторы пытаются эти проблемы упомянуть и рассмотреть в материалах учебников. В одном из них я видел тему, связанную с визитом на могилу бабушки. Бабушки уходят примерно в это время, и ребенок оказывается в ситуации, когда надо справиться с проблемой. Российские учебники напрочь отрицают разговор об этом и размещение каких-либо материалов на данную тему, считая, что ребенка не надо пугать, а тот, кто столкнется с этим, как-нибудь сам справиться. Совсем другой взгляд: ребенка надо готовить к разным жизненным ситуациям, иначе ему будет гораздо сложнее. Я привел такой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=