Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 13 ранних этапах книгопечатания иллюстрации выполнялись исключительно через гравирование, и металлическая табличка с выгравированным рисунком довольно быстро стиралась. Для ранних российских азбук XVII века обычный тираж – 1200 экземпляров, повышенный, двойной – 2400, иногда печатали еще плюс 600 экземпляров, на свой страх и риск, если гравировка была сделана не на меди, а на стали, и весь лист печатался с цельногравированной доски, т.е. текст и рисунок были сделаны вместе. Но потом доску все равно приходилось менять. Эта особенность открывает наш разговор по следующему пункту, который связан с тем, что учебник – массовый продукт. Есть несколько этапов возникновения и формирования учебников. Самый важный и «крутой», если пользоваться сленгом, этап, – когда возникает книгопечатание. Оно резко изменяет принцип отношения человека и текста. Конечно, перелом произошел не сразу. К середине XV века, когда возникло книгопечатание, мастерство копирования рукописных книг дошло до невероятного совершенства. И полстолетия, вплоть до 1500 года, было неизвестно, кто победит в этой конкуренции, потому, что печатные книги были: а) хуже по качеству; б) дороже. И только вокруг 1500 года произошел перелом: печатные книжки стали дешевле, и, соответственно, победа осталась за ними. Рукописные книги уже примерно с XIII века стали относительно дешевы, даже студенты университетов получили возможность иметь персональные книги, до того это было сложно. Очень интересно, что в ранних, персональных учебниках появляются на полях ламентации: мол «вот опять воском напачкал, а-яй-яй» и т.п. С XVI века книги – массовый продукт, каждая копия абсолютно похожа на другую. Мы немного спрямляем сейчас ситуацию, потому что ранние книги собирали в тетрадки вручную, и там могли быть ошибки: ту или иную страницу поместили не туда и т.п. Позднее это уходит. Но в любом случае книга становится массовой, она «доходит» до каждого и позволяет многим людям одновременно заниматься одним и тем же делом. Но появляется другая проблема: это книга, которую открывают и закрывают множество раз. Значит, ее внутренний уровень должен быть специально рассчитан на это множество открываний, каждый раз она должна сообщить что-то новое, снимать неизбежно возникающее привыкание. С другой стороны, вопрос массовости учебника в том, что он изготовляется большим количеством копий. Но ничто не бывает без противовеса: учебник, при всем своем множественном использовании и массовом тиражировании, вещь ограниченного применения: определенный предмет ты выучил, закрыл и забыл. Ограничение касается и региона применения: не все учебники для всего мира. А помимо этого – «распространибельность»: разные учебники доходят до разных школ, охватывают те или иные территории. Сейчас в школе, в том числе начальной, существует и каждый год обновляется так называемый федеральный перечень школьных учебников, то есть тех учебников, которые прошли экспертизу и соответствуют одному из двух уровней: рекомендован или допущен. Федеральный список определяет,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=