Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 12 №2 Вторая группа – художники и дизайнеры. Художники, которые рисуют иллюстрации, и дизайнеры, которые моделируют весь учебник. В учебнике есть не только тексты и иллюстрации, но и масса визуального материала не иллюстративного рода: это могут быть символы, значки, фон страницы (не обязательно белый) и т.д. Процедура их взаимодействия с авторами текстов очень сложная, и в разные эпохи совершенно разная, ее можно прослеживать. Обычно сначала выстраивается текстовая часть учебника, оставляются места для картинок, в них вписывают то, что составители ждут от художника, и он в меру своего понимания и в меру того, как он прочитывает (и прочитывает ли вообще) тексты, делает иллюстрации. Несовпадение текстуального плана и иллюстраций как раз раскрывает существующие проблемы взаимодействия между этими двумя группами. Нередко дело доходит до анекдота. Маяковский: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо?» Это очень распространенный для дидактического канона букварей текст. В некоторых учебниках рядом с ним иллюстрация – сын и мама, а в одном совершенно удивительно: ребенок и большой пес. Т.е. пришел крошка-сын к отцу, отец его послал далеко – к маме, ей было некогда – работала, и она отослала его прочь со словами: «Спроси-ка у пса». Я сомневаюсь, что этот учебник, где вместо папы и даже вместо мамы, был помещен пес, был провозвестником замечательного, очень интересного новшества, которое сейчас вводится в практики обучения детей грамоте. Это не связано с учебником напрямую, это внутри зоо-педагогики – не в смысле обучения животных, а воспитание детей с помощью животных. Дети читают книги специально обученным собакам, а собаки слушают. Смысл в том, что, во-первых, ребенок не стесняется и не боится делать ошибки – собака его уж точно не поправит и не обругает; и, во-вторых, ему интересно: он хорошо относится к собаке, она его внимательно слушает, а он милому псу рассказывает, что такое хорошо и что такое плохо. Да только в случае с упомянутым пособием – наоборот… И вряд ли составители этого учебника и художники предполагали, что спустя несколько десятков лет придумают «чтение с собакой» (это учебник 1970-80-х годов). И, наконец, третья группа «демиургов» – это издатели, печатники, проверяющие, цензоры. Очень многие вещи связаны с типографским производством учебника. Мы не часто об этом задумываемся, но учебник – это совершенно уникальная книга: невозможно представить себе никакую другую (кроме разве что Библии или Корана), которую большее число раз открывают, закрывают и рассматривают. Обычную книгу мы прочитали, закрыли и поставили на полку, ну, может быть, любимую перечитали пятнадцать раз, но это все равно намного меньше, чем количество открываний и закрываний учебника, которое происходит в течение учебного года. Дело идет на сотни, если не на тысячи раз. Эта особенность – большая «физическая» нагрузка на книгу – имеет значение в полиграфии. Здесь идет речь о качестве печати и тираже. Известно, в каждом веке или в каждом типографском способе есть какой-то максимум тиражирования. Например, на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=