Время науки - The Times of Science

Безрогов В. Г. V. G. Bezrogov 2020 11 прошлого переделываются для того, чтобы из них вырастало чаемое будущее. Это проективная функция учебника. Он создает и презентирует как сущее, то, что еще не существует, но очень хочется, чтобы существовало. Один из ярких примеров – учебники географии советского времени, особенно предвоенные, где печатались географические карты с обозначением разных заводов, фабрик, комплексов еще не построенных. Вероятно, логика составителей была такова: они же будут, поэтому они уже как бы есть для детей, которые вырастут, и поэтому вполне можно их показать. Эти образы, любые стереотипы, нормы, ценности и т.д., естественно, имеют массу коррелятов возрастных, гендерных, конфессиональных, этнических, профессиональных, региональных и т.д. Еще одна группа людей, которые влияют на учебник – родители, носители современных частных «педагогик родительства». Те, кто составляет учебники – сами родители. В учебнике, как правило, есть образ родителя – такой, какой поколение составителей учебника хочет предъявить учителю и ученику. И, конечно, учителя. Составители учебника далеко не всегда учителя с определенными наработками реального опыта, но они нередко являются составителями учебников. Например, Николай Михайлович Головин, автор букваря начала 1930 – начала 1940-х годов, был учителем, всю жизнь проработал в сельской школе, и его учебник был известен всей стране. Но это не закон. Даже не будучи авторами, учителя оказывают очень серьезное влияние на учебник. Это особая профессиональная группа, и, к сожалению, далеко не всегда позитивная. Учителя нередко подвержены проблемам профессионального выгорания, различным личностным деформациям, нередко, чем больше стаж у учителя, тем этот момент становится более отягощающим, – и все это неизбежно оказывает воздействие на то, как так называемая учительская общественность реагирует на создание и использование тех или иных учебников. Все это группы людей, которые косвенно причастны к созданию учебника. А теперь назовем тех, кто причастен непосредственно. Прежде всего, это, конечно, составители учебников. Они интерпретируют все заказы и ожидания, которые так или иначе поступают к ним. Это не означает, что они ходят и спрашивают, но какие-то вещи закладываются в документах, какие-то проявляются в публицистике, возникают на уровне личностного осмысления и понимания. И эти конструкторы учебников, инженеры – вот есть такое выражение «инженеры человеческих душ», обычно применяемое к литераторам и деятелям искусства, а здесь оно работает абсолютно и стопроцентно, – конструкторы того, что будет потом в свою очередь создавать человека. Так вот, с одной стороны, составители учебников – это интерпретаторы всех потребностей, ожиданий и заказов, о которых мы с Вами сказали, а с другой стороны, – создатели своего образа ученика, того, «для кого я работаю». Как это видят и понимают составители учебников, таким и выстраивается учебник.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=