Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 10 №2 представление о воспитании и обучении не только «ребенка вообще», но и математика, химика, биолога, историка и т.д. Традиция рассмотрения предмета – очень важный компонент содержания учебника: что в него входит, а что нет. Например, что такое физика, и что из физики изучать детям, а что не надо. Такая традиция нередко бывает очень консервативна, и какие-то новые теории в учебник просто не попадают. Это не проблема современности. У знаменитого Яна Амоса Коменского в 1653 и 1658 годах полное издание «Чувственного мира в картинках» вышло безо всякого следа системы Николая Коперника. Недопущение в учебник тех или иных вещей не вчера родилось. И, как ни странно, ученые, ответственные за ту или иную научную традицию, сами нередко выстраивают эти рамки. Здесь же – этики и философы, выстраивающие образ человека. Любой учебник по любому предмету имеет образ человека: недисциплинированного или дисциплинированного ученика, которому необходимо показать, как надо, потому что он еще не как надо или не что надо… С ним можно поговорить: как может быть и как ему с этим справляться и т.д. и т.п. В любом случае образ того или иного человека, того или иного возраста, обстоятельства, кодекса и правила поведения, – все это тоже причастно к возникновению учебника. Еще одна «группа влияния» – это любые члены социума, общество, т.е. пространство общих ожиданий, характерных для культуры в целом, отражаемых в большинстве, если не во всех, учебниках той или иной эпохи. Еще есть какие-то частные ожидания. Они нередко осознанны, а иногда и нет… Когда пролистываешь учебник, довольно часто это можно увидеть. Например, есть букварь В. В. Репкина – он и сейчас используется в школах. Так вот, его первые редакции удивительным образом были созданы для девочек, хотя это нигде не было оговорено. Весь иллюстративный ряд, любые адресные моменты, – все это явно имело отношение только к девочке. Вероятно, это была просто случайность. Но в мире нет ничего случайного… Потом это было поправлено. Члены общества или члены социальных групп – носители и творцы культуры и субкультуры, они транслируют модели поведения, нормы, ценности, идеалы, образы будущего. Все это очень важно. Обычно у нас понимание учебника, отношение к нему центрируется на передаче учебником социального опыта: что наработано, как мы это понимаем, как оцениваем, что можно из этого опыта рассказать ребенку, а что нельзя, и что можно будет рассказать через несколько лет, а что вообще не надо рассказывать, чтобы его не пугать или еще что-то. Не будем забывать, что опыт – это прошлое! И оно может быть достаточно давнее, часто это опыт детства самого автора учебника. Если я составляю учебник, я в него неизбежно вкладываю ощущение и отношение к себе – ребенку. Но обращение к прошлому опыту, трансляция его в том или ином виде – не единственная функция учебника. Как ни странно, в нем есть и образ будущих поколений, это еще и прожектор в будущее. По сути, даже реинтерпретации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=