Время науки - The Times of Science

Ромашин М. И., Ромашина Е. Ю. M. I. Romashin, E. Yu. Romashina 2020 31 Подчеркнем еще некоторые интересные и существенные моменты. В проект зданий Тульского оружейного завода Федосеевым было зало- жено металлическое «несгораемое» перекрытие машинного зала –анало- гичные конструкции были использованы России в комнатах архива Главного штаба и Александринском театре 1 . Заводские шлюзы Федосеев предлагал оформить в виде павильонов с дорическим портиком. В проекте Дома дво- рянского собрания первоначально присутствовал большой купол. Оба про- екта предполагали декорирование главных фасадов в стиле ампир. Проект Преображенской церкви предполагал барельефы, колокольни Всехсвятского собора – лепной орнамент в архивольтах, панно в цоколях верхних ярусов и барельефы на барабане купола (см. рис. 10–12) [3, с. 183-186] 2 . Заложенные в проекты «излишества» были отклонены тульскими за- казчиками. Что же отличало замыслы, реализованные в провинции? Пожа- луй, лапидарный стиль: безупречные пропорции, четкий и ясный рисунок объемов, выразительность минимальными средствами, почти полное отсут- ствие наружных декоративных элементов. Подчеркнем, что уже со второй четверти XVIII века застройка Тулы была ориентирована не на близкую со- седку – провинциальную Москву, а на далекую столицу: государевы казен- ные оружейники и купцы имели дело прежде всего с Петербургом и напря- мую перенимали оттуда моды и вкусы, в том числе архитектурные. Кроме того, важной особенностью, во многом определившей архитектурный облик города, явилось то обстоятельство, что тульское дворянство почти не имело домов в городе, проводя лето в деревенских усадьбах, а на зиму уезжая в Москву. Самые большие и роскошные тульские особняки – купеческие; бла- готворителями, финансировавшими постройку тульских церквей, были также в основном именитые купцы. Не случайно заказчиками в Туле не были приняты декоративные (ампирные!) элементы проектов Федосеева: этот «дворянский» стиль вовсе не представлен в застройке города. Здания, вы- строенные по скорректированным проектам, тяготели к позднему класси- цизму – они проще, строже и, конечно, дешевле. Отметим, что в строитель- стве храмов Тулы Федосеевым были использованы решения, свойственные гражданской архитектуре Петербурга того времени, тем самым имел место процесс секуляризации и сближения облика зданий разного назначения в 1 Занятно, что история воплощения новаторских архитектурных решений отчасти повторилась. Хорошо известен «анекдот»: Николай I выразил сомнение в надежности конструкции арки Глав- ного штаба, на что Росси ответил, что будет стоять наверху в момент снятия опор – и выполнил свое намерение. Отстаивая правильность расчетов чугунных опор Александринки, архитектор весьма эмоционально писал: «в случае, когда бы… от устройства металлических крыш произо- шло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».В Туле при сооружении «круглой» части Петропавловского храма в стенах тра- пезной появились трещины, Федосеев объявил, что «согласен взять на себя окончание сей церкви» и не ожидает «никакого увеличивания оказавшихся до ныне повреждений», строитель- ство было благополучно завершено. 2 Б. Васильев обнаружил проектные чертежи Федосеева в альбоме «Черновые рисунки» – они были наклеены лицевой стороной на листы бумаги. В настоящий момент два альбома с автогра- фами Федосеева находятся в Фонде редких книг и рукописей научно-технической библиотеки Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Ав- торы благодарят сотрудников отдела за предоставление их аннотаций – см. Приложение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=